Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расход аподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 , от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 .

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производств о)подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованн ып. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413 . Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива - его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  • <или> по минтрансовским норматива мМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 ;
  • <или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  • <или> на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки - дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Использовать данные о среднем расходе топлива из внутреннего компьютера автомобиля невыгодно, потому что подсчитанный машиной расход не всегда соответствует реальному. Зачастую он бывает сильно занижен.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительн оп. 5 Методических рекомендаций , от 1 до 5 млн человек - до 25%;
  • «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического район априложение № 2 к Методическим рекомендациям . Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
  • коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20- 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать:

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Документируем утвержденные нормы и коэффициенты

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль - Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег - более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

г. Москва

Комиссия в составе:
- председатель комиссии Иванов А.С. - директор ООО «Организация»;
- члены комиссии:
– Петров В.С. - начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. - водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива - 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса:

Любая компания в ходе своей трудовой деятельности использует транспортные средства, которые помогают ускорить производственный процесс.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы они работали в пользу компании, требуются немалые средства, которые в основном расходуются на покупку горюче-смазочных материалов. Крупные компании предпочитают иметь в своем штате специалиста, который занимается решением вопросов относительно ГСМ.

Он производит детальный расчет потребления ГСМ на основе анализа работы транспортных средств, устанавливает нормы потребления, списывает горюче-смазочный материал.

Что это такое

Под термином «норма» подразумевается величина затрат ресурсов, которая определяется на основании соответствующих нормативов, опираясь на организационно-технические условия трудовой деятельности.

Нормирование есть процесс, позволяющий установить предельно допустимые или оптимальные нормативные показатели.

Как правило, они устанавливаются с учетом распоряжений Министерства транспорта РФ, международных стандартов и правил, специфических особенностей сферы производственной деятельности, вида транспортного средства, степени его износа, марки и модели.

За основу расчетов принимается фактический объем израсходованного материала и сравнивается с нормативными значениями, вследствие чего устанавливается норма расхода ГМС на предприятии.

По общепринятым правилам нормирование расхода топлива предполагает применение базового показателя расхода ГМС, который определяется индивидуально для каждой модели, марки или модификации транспортного средства и расчетного показателя, который учитывает выполняемую транспортным средством работу, его эксплуатационные условия.

Компания осуществляет следующие виды мероприятия, чтобы установить нормы расхода топлива:

  • издается приказ руководителем компании о проведении замеров расхода топлива, который потребляет каждое транспортное средство;
  • производится оформление акта по результатам проведенных замеров. Причем акт составляется отдельно на каждое транспортное средство, которое числится в компании;
  • проводятся соответствующие вычисления, после чего устанавливается норма потребления топлива каждым транспортным средством;
  • разрабатывается специальное положение о норме потребления ГСМ, куда вносятся установленные в компании нормы. Положение утверждается на общем собрании коллектива в присутствии акционеров и учредителей.

Соответственно проведенным расчетам, установленным нормам в компании списывается израсходованный объем топлива. Процедура списания оформляется соответствующим актом, который находится в ведении материального бухгалтера.

Компании может всецело положится на нормы, которые установлены Министерством транспорта, не заниматься столь объемной работой.

Что, безусловно, и делают средние, небольшие компании и фирмы. Но в крупных компаниях повсеместно действуют свои нормы потребления и расходования топлива.

Нормы списания ГСМ в зимний период

Министерство транспорта установило нормы списания топлива с учетом дорожно-транспортных ситуаций, факторов напрямую связанных с природно-климатическими условиями.

Чтобы учесть их применяются поправочные коэффициенты, способствующие увеличить или уменьшить количество потребляемых горюче-смазочных материалов. Например, в отдельных регионах расход топлива в зимнее время увеличивается в разы в зимнее время.

В качестве температурной границы зимнего периода применить устойчивое понижение среднесуточной температуры окружающего воздуха на -5 0 С и ниже.

Как правило, норма списания ГСМ для отдельного сезона в регионах утверждается в индивидуальном порядке. На зимний период он устанавливается с 1 октября по 30 марта.

Например, в городе Москва с 1 ноября по 31 марта норма расхода увеличивается на 10%, а в Мурманской области на 15%.

В данном случае предусмотрено осуществление прогрева транспортного средства. Если наблюдаются значительные отклонения в сторону понижения температуры воздуха от среднестатистических показателей, то необходимо согласование принятого юридическим лицом решения с местной службой Росгидрометцентра.

В летний период

Некоторые руководители предприятий задаются вопросом, когда переходят на летние нормы списания ГСМ? Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера.

На работу охлаждающего оборудования в некоторых автотранспортных средствах уходит значительное количество топлива.

Если на транспортном средстве установлена система климат-контроль или кондиционер, то юридическое лицо может увеличить расход топлива на 7-10 % от базовой нормы.
Минтранс в своих рекомендациях предусмотрел поправочные коэффициенты на летний период. Соответственно его положениям с 1 апреля по 30 сентября при определении расхода на летнее время начинают применяться поправочные коэффициенты.

Они устанавливаются на основании решения руководителя предприятия, исходя от срока эксплуатации, наличия установленного в нем оборудования.

Переход на летний период списания ГСМ, равно как и на зимний осуществляется соответственно температуры окружающего воздуха.

Как правило, при среднесуточной температуре +5 0 С можно переходить на летний период. В обоих случаях переход оформляется изданием соответствующего приказа.

На легковые автомобили

В 2019 году распоряжением Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей.

Ведомство учредило нормативные показатели для популярных автомобилей, не вошедших в вышеуказанный акт. Списание ГСМ производится на основании путевого листа.

Бланк путевого листа с унифицированной формой утвержден постановлением Государственного комитета статистики.

Как правило, он выдается на один день либо определенный отрезок времени в зависимости от производственной деятельности предприятия.

Но его длительность не должна превысить месячный срок. В нем необходимо указать остаток ГСМ, расход топлива, сведения о пробеге, маршруте.

Расход топлива определяется на основании записей путевого листа легкового автомобиля. Он является первичным документом, который применяется для ведения учета его работы. Для него утвержден индексный номер 3 и код по ОКУД 0345001.

Что касается нормы списания ГСМ с газовым оборудованием, то их можно установить самостоятельно, руководствуясь утвержденными Минтрансом нормативами.

Нормы для автомобилей, которые работают:

  • на сжиженном нефтяном газе норма, устанавливается в литрах из расчета: 1 литр бензина соразмерен 1,32 литра СНГ, то есть 1,22÷0,1. Она зависит от свойств пропан-бутановой смеси;
  • на сжатом или так называемом природном газе, то измеряется в кубических метрах из расчета: 1 литр бензина – 1,0÷0,1 куб.м. в зависимости от свойств природного газа.

Если транспортное средство оснащено газодизельными двигателями, то норма расхода сжатого природного газа измеряется в куб.м.

При этом указывается норма расхода дизтоплива в литрах. Как правило, соотношение топлива устанавливается производителем, который выпустил транспортное средство.

И в заключении необходимо заметить, что работодатели с повышением цен на горюче-смазочные материалы стремятся вести контроль над расходом топлива.

Какие нормы выбрать на зиму

Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.

Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России

№ пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0
01.XI..31.III
10
2 Белгородская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
3 Брянская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
4 Владимирская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
5 Воронежская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
6 Ивановская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
7 Калужская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
8 Костромская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
9 Курская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
10 Липецкая обл. 5.0
01.XI...31.III
10
11 Московская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
12 Орловская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
13 Рязанская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
14 Смоленская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
15 Тамбовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
16 Тверская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
17 Тульская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
18 Ярославская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0
01.XI..31.III1
10
20 Республика Карелия 5.5
01.XI...15.IV
12
21 Республика Коми
г.Воркута с прилегающим административным районом
6.0
01.XI...30.IV
6.5
15.X…30.IV
15
22 Архангельская обл.
(без Ненецкого автономного округа)
6.0
01.XI...30.IV
15
23 Вологодская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
24 Калининградская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
25 Ленинградская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
26 Мурманская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
27 Новгородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
28 Псковская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
29 Ненецкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0
01.XII... 1.III
5
31 Республика Дагестан 3.0
01.XII... 1.III
5
32 Республика Ингушетия 3.0
01.XII... 1.III
5
33 Чеченская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
35 Республика Калмыкия 5.0
15.X...15.III
10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
37 Республика Северная Осетия - Алания 3.0
01.XII... 1.III
5
38 Краснодарский край 3.0
01.XII... 1.III
5
39 Ставропольский край 3.5
01.XII..15.III
5
40 Астраханская обл. 5.0
15.X...15.III
10
41 Волгоградская обл. 5.0
15.X...15.III
10
42 Ростовская обл. 4.0
15.XI..15.III
7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5
01.XI...15.IV
12
44 Республика Марий Эл 5.0
01.XI..31.III
10
45 Республика Мордовия 5.0
01.XI..31.III
10
46 Республика Татарстан 5.0
01.XI...31.III
10
47 Удмуртская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
48 Чувашская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
49 Кировская обл. 5.5
15.X...31.III
12
50 Нижегородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
51 Оренбургская обл. 6.0
15.X...15.IV
15
52 Пензенская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5
01.XI...15.IV
10
54 Самарская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
55 Саратовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
56 Ульяновская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
57 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
59 Свердловская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
12
61 Челябинская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
62 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
63 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5
01.XI...15.IV
15
65 Республика Бурятия 6.0
01.ХI... З0V
18
66 Республика Тува 6.0
01.ХI...30.IV
18
67 Республика Хакасия 6.0
01.ХI...30.IV
18
68 Алтайский край 5.5
01.XI...15.IV
15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
71 Кемеровская обл. 6.0
01.ХI...30.IV
15
72 Новосибирская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
73 Омская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
74 Томская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
76 Таймырский автономный округ 7.0
15.X...15.V
18
77 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
78 Эвенкийский автономный округ 7.0
15.X....15.V
18
79 Агинский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0
15.X...15.V
20
81 Приморский край 5.5
01.XI...15.IV
12
82 Хабаровский край 5.5
01.XI...15.IV
12
Охотский район 6.5
15.X...30.IV
18
83 Амурская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
84 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0
01.XI...30.IV
15
85 Магаданская обл. 6.5
15.X...30.IV
18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0
15.XI...15.IV
12
Сахалинская обл. - северная часть (выше 50° сев. широты) 6.0
01.XI...30.IV
15
87 Еврейская автономная обл. 5.5
01.XI...15.IV
12
88 Корякский автономный округ 6.0
01.XI...30.IV
15
89 Чукотский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0
01.XI...31.V
20
91 Крымский 4.0
01.ХI..01.III
5

Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Реквизиты приказа о зимних нормах

В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ.

Недавние изменения по нормам ГСМ

В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

4.1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и ус­танавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

-базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

-транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

-автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

-самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

Для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан- бутановой смеси);

Для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

Для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м 3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов).

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

    от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

    от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

    от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

    свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

4. Работа автотранспорта в городах с населением:

    свыше 3 млн. человек - до 25%;

    от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

    от 250 тыс. до1 млн. человек - до 15%;

    от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

До 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы- автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

6. Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случая:

С пониженной средней скоростью движения автомобилей 20...40 км/ч - до 15%;

С пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

7. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

8. При централизованном перегоне автомобилей:

Своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до10%;

При перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%;

При перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:

Более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км- до 5%;

Более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%.

10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия - до 10%.

11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.

12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

Для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%;

Для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:

    для дорог I, II и III категорий - до 35%;

14. При учебной езде:

    на дорогах общего пользования - до 20%;

    на специально отведенных учебных площадках, при ма­неврировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

На каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 м 3 /100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

При газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Норма расхода топлив может снижаться.

1. При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.

2. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

Для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

Для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно разделу 4.3;

На маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа,

До 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия документа «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данных нормах расхода), руководители местных администраций регионов ипредприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

гдеQ h - нормативный расход топлива, л;

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,

S - пробег автомобиля, км;

D

Пример. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 - 1500 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

Базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляетH s = 13,0 л/100 км;

Надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляетD = 5%.

ДЛЯ АВТОБУСОВ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

, (2)

гдеQ h

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автобуса,

л/100 км или м /100 км;

S - пробег автобуса, км;

Н от - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

Т - время работы автомобиля с включеннымотопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.

Исходные данные:

Базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus- 280.33 составляетH s = 43,0 л/100 км;

Надбавка за работу в зимнее время составляетD = 10%;

Норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Н от =3,5 л/час.

Нормируемый расход топлива составляет:

ДЛЯ БОРТОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ

,(3)

гдеQ H - нормативный расход топлива, в литрах или м 3 ;

S

H saв - норма расхода топлива на пробег автопоезда,

H sa в =H s +H g ·G г p , л/100 км или м /100 км,

H s - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м/100 км;

H sa в =H s - для одиночного автомобиля, тягача, л/100 км или м 3 /100 км;

H g - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м /100 ткм);

H w - норма расхода топлива на транспортную работу,

л/100 ткм или м /100 ткм;

W - объем транспортной работы,W = G г p S г p , т км;

G sp - масса груза, т;

S г p - пробег с грузом, км;

G п p - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная

надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:

    для бензина - до 2 л;

    сжиженного нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л;

    сжатого природного газа (СПГ) - до 2 м;

    при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м;

Пример 1. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или их снижения.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-43141 составляетH s = 31,0 л/100 км;

Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляетH w = 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 при общем пробеге 1000 км по маршруту Брянск-Москва-Брянск выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Брянск в зимних условиях эксплуатации.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм.

Надбавки на работу в зимнее время в Брянской области D = 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 3. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350, выполнил 6413 ткм транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте от 1501 до 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляетH s = 25,0 л/100 км;

H w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Надбавки на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моряD = 10 процентов, D =10+10=20%;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 25 +1,3· 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 с прицепом ГКБ-8350, при общем пробеге 2000 км по маршруту Киров- Москва-Киров выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Киров в зимних условиях на дорогах общего пользования II категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 установлена приказом руководителя предприятия и составляет H s = 24,5 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного прицепа ГКБ-8350G np = 3,5 тонны;

Надбавки на работу в зимнее время в Кировской области D = 12 %,

Снижение расхода топлива при работе на дороге общего пользования II категорииD = -8%. Итого ∑ D=12-8=4%;

Объем транспортной работы,W = G г p · S г p = 3,5·1000 =3500ткм;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 24,5 +1,3 · 3,5 = 29,05 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобиль- тягач МАЗ-5429 с полуприцепом MA3-5205A выполнил 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ- 5429 составляетH s = 23,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/100 ткм;

Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа составляетH g = 1,3 л/100 ткм;

Масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А G np = 5,7 тонны;

Надбавка на работу в зимнее время D = 10%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %; Итого ∑ D=10-15= 5%;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:

H sa в =H s +H g ·G np = 23 +1,3· 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ И САМОСВАЛЬНЫХ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

, (4)

гдеH сам - норма расхода топлива самосвального автопоезда,

H сам =H s +H w · (G np + 0,5·q),л/100 км;

H w - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км или м /100 т км;

G np -собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, т;

H s - базовая норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

H z - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5):

    бензина - до 2 л;

    дизельного топлива - до 1,3 л;

    сжиженного газа - до 2,64 л;

    природного газа - до 2 м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив(H z ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

    до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

    до 0,2 м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример 1. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-510 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере на дороге IV категории.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-510 составляетH s = 28,0 л/100 км;

Норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляетH z = 0,25 л;

Надбавка на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в карьере с грузом D = 30%. Итого ∑ D=10+30= 40%;

Нормируемый расход топлива:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тонн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тонн щебня. Общий пробег составил 240 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетH w = 1,3 л/ ткм;

Работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

Масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 G np = 4,5 тонны;

Учитывая, что коэффициент загрузки более 0,5, норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

H сам =H s +H w ·G np =34,0 +1,3 · 4,5 = 39,85 л/100 км;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ФУРГОНОВ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

Пример. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляетH s = 34,0 л/100 км;

Надбавка на работу, с почасовой оплатойD = 10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 %. Итого ∑ D=10+8=18%;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично легковым автомобилям российского производства по формуле (1).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

Автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

Автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выпол­нения транспортной работы:H " sc =H sc +H w · W ;

Н т - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S - пробег автомобиля;

Т - время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу впроцессе передвижения, определяется следующим образом:

гдеH sc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км;

S " - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

H s " - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы по время передвижения, л/100 км;

S " - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

H sd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;

N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвиже­ние) устанавливаются, исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для автомобильного крана КС-4571 составляетH sc = 52 л/100 км;

Норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Н т = 8,4 л/100 км;

Надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонтаD = 5 %.

Нормируемый расход топлива.

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Сейчас нормы для всех дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение - право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

Обязательные реквизиты приказа

Образец приказа о нормах ГСМ содержит цифры с обязательными реквизитами. Разберем их поподробнее. В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет (1 ). КВ приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму (2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса (3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные (4 ).

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса (5 ).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм (6). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ (7 ).

Новые поступления в раздел «Ответы на вопросы»

О платежном агенте Устройство освещения Выдача спецодежды согласно климатическим поясам. Вычет НДФЛ при покупке имущества Выплаты в связи с несчастным случаем компенсация транспортных расходов пенсионеру Продажа материалов О передаче оборудования в монтаж Расторжение договора Выдача из кассы предпринимателем себе самому под отчет Материальная выгода Заключение трудового договора на работу по совместительству во время отпуска по беременности и родам Договор подряда займа одним лицом Учет НДС при УСН Учет НДС НДФЛ с компенсации питания Услуги по правлению оказывает ИП,учредитель и директор учреждения Контролируемая сделка Об НДФЛ с отпускных О финансовой помощи учредителя Об НДФЛ с отпускных Учредители Если основное средство приобретено для перепродажи Применение УСН при ведении нескольких видов деятельности имущественный вычет пенсионеру Компенсация по уходу за ребенком Временно пребывающие Ставки взносов Документальное оформление ремонта автотранспортных средств Аренда автомобиля у сотрудника Оформление материальной помощи Ввод в эксплуатацию по частям Входной НДС по импортным товарам, можно ли принять к вычету. Изменилась стоимость земли, как считать налог. Срок давности по привлечению к ответственности Затраты на создание объектов благоустройства О совмещении ЕНВД и УСН Расчеты банковской картой. предприниматель ЕНВД

О приеме на работу Отражение убытков в декларации Учётные и налогообложение Составление Возврат НДФЛ Проценты по кредитам Оплата больничного внешнему совместителю О подтверждении командировочных затрат Мероприятия с декларациями Изменения в устав Транспортные расходы страховые взносы предприниматель Оформление табеля Списание ТМЦ порча уменьшить налоговую базу НДФЛ на земельный налог Исправление корректировочного счета-фактуры Уведомления об увольнении иностранца Нарушаем ли мы российское законодательство? Взаимозависимые лица, последствия. страна происхождения в счете-фактуре ЭВМ Оформление приема на работу совместителя О сроке выставления счет-фактуры хранение уведомления Об отчете о финансовом результате Заполнение платежного поручения Аудиторская проверка О сроках сообщения в налоговую о невозможности удержать НДФЛ Заполнение табеля О представлении нулевых деклараций Оформление документов при оплате наличными за аренду жилья Письмо Минфина Особенности корректировки налога на прибыль при получении дивидендов Денежная премия Возврат налога Применение ЕНВД Оформление удержания из заработной платы по инициативе сотрудника Списание кредиторской задолженности Представительские расходы Оферта Налоговый агент по НДС Дегустация алкогольной продукции НДС Ошибки в трудовой книжке Как оплачивается сверхурочная работа в выходной день?

Бонус Применение БСО Счет-фактуры при установке счетчиков Расчеты наличными без применения ККТ Справка в службу занятости Налогообложение выплат восстановленному на работе сотруднику. Оплата доставки Ликвидация учредителя Фактический адрес Безвозмездное пользование Сдача выручки в главную кассу предприятия Исправление суммы договора, НДС Продажа НМА О минимизации налогообложения при продаже земли Момент определения налоговых баз Об оформлении сделки Уценка материалов Необходимость представления статистической отчётности Периодические издания Расчёт действительных стоимостей долей Безвозмездная передача денежных средств О распределении взносов в 2014 г. Расчет пособия по уходу за ребенком до 3х лет при переводе сотрудницы в другую организацию Определение первоначальной стоимости объекта О основного средства Пособие по уходу за ребенком Налог на прибыль. Учет расходов. Какую сделать в трудовой книжке директора в случае увольнения по причине ликвидации компании Отчет РСВ-1 ПФР Документы на реализацию Можно ли сменить юридический адрес организации если у нее есть долги по налогам Если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа Особенности соблюдения лимита расчетов наличными О патентной системе налогообложения Что делать если работодатель уклоняется от подписания трудового договора Налогообложение застройщика при долевом участии в строительстве Строка 140 Особенности исполнение обязательств по договору поручительства Пенсия гражданину белоруссии Возмещение перерасхода по авансовому отчету Замена видов деятельности Справка о неполучении пособий на ребенка Очередной отпуск О расчетах наличными денежными средствами