«… те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращён в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к всё новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путём особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря всё новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля , статуи Торвальдсена, музыку Паганини .

Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

Прежде всего, в силу того закона, который Дарвин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определёнными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые обладают красными кровяными тельцами без клеточного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормления детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определённых форм влекут за собой изменение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде.

Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства.

С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произ-носить один членораздельный звук за другим […]

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.

А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество».

Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.

Характерные особенности современного человека не могли выработаться только под влиянием факторов эволюции (изменчивости, наследственности, естественного отбора). Эти факторы играли значительную роль только на первых этапах антропогенеза. В дальнейшем важнейшую роль стали играть социальные факторы: общественный труд и членораздельная речь.

Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд - это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление. У всех же современных животных есть элементы только конкретного мышления - обезьяны, даже некоторые птицы способны использовать палки, ветки для доставания пищи, но не могут создать орудия для обработки той же палки.

Труд начинается с изготовления орудий труда

Это стало возможным в результате перехода обезьяноподобных предков человека к прямохождению и освобождению передних конечностей от функции поддержания и перемещения тела. На первых этапах антропогенеза руки наших предков могли выполнять лишь самые простые действия - схватить палку, бросить камень и т.д. Это же могут делать и ныне живущие обезьяны, но при этом они пользуются одинаково как передними, так и задними конечностями.

У предков человека, которые преимущественно использовали верхние конечности, начинались постепенные изменения в их строении. Это проявилось прежде всего в том, что большой палец руки стал противопоставляться другим. Изменения в строении руки способствовали появлению больших возможностей для изготовления простейших орудий труда.

Энгельс подчеркивает, что путь от использования необработанного камня к изготовлению самого грубого каменного орудия продолжался длительное время. По современным данным продолжительность этого периода составляет сотни тысяч лет. Но появившиеся орудия труда в дальнейшем стали совершенствоваться все с большей быстротой.

Одновременно и рука человека, создававшего эти орудия, приобретала все большую сноровку и гибкость. Ф.Энгельс писал, что рука является не только органом для изготовления орудий, но и сама - продукт труда. Одновременно с развитием руки развивался и усложнялся головной мозг предков человека, так как прежде, чем создать простейший каменный топор, нужно было его себе представить, создать его образ.

Обезьяноподобные предки людей жили стадами, поэтому труд с самого начала появления носил общественный характер. Первые орудия труда служили для охоты и защиты. Коллективная охота и защита способствовали сплочению отдельных индивидов и переходу от стада к человеческому племени. Начался процесс обучения младших членов этого племени изготовлению орудий труда, правилам охоты.


Появление речи

С развитием трудовых процессов возрастала взаимная поддержка и помощь. Совместная охота, поддержание огня и изготовление орудий приводило к необходимости общения членов племени друг с другом, к потребности сигнализировать друг другу. Первоначально это осуществлялось при помощи жестов и отдельных звуков. Но с усложнением трудовой деятельности таких простых сигналов стало не хватать для поддержания связи между членами общества.

Постепенно развивалась членораздельная речь, которая оказывала влияние на дальнейшее развитие головного мозга, на процесс мышления. На базе ее развилась вторая сигнальная система, способная создавать понятие, образ на основе слова. Поэтому высшая нервная деятельность предка современного человека уже на ранних этапах отличалась от нервной деятельности животных.

Речь служит не только способом передачи информации от одного человека другому, но и для передачи опыта одного поколения последующим. В результате у людей появляется (помимо генетической) еще и социальная информация об опыте, накопленном за тысячи лет. Передача ее происходит от одного поколения людей к другому при помощи письменности и произведений искусства.

Роль биологических факторов (изменчивость, естественный отбор) на этом этапе эволюции человека значительно уменьшается и все большее значение приобретают социальные факторы. Совместная охота членов племени, добыча пищи, защита от хищников, а также совместный труд над изготовлением орудий сближает людей и способствует формированию человеческого общества. Большую роль в этом сыграли такие факторы, как использование огня, а также приручение (одомашнивание) животных.

Труд людей становится все более разнообразным и спиециализированным. Возникают земледелие и животноводство. Все это способствует зарождению искусства, развитию торговли, различных ремесел. Так племена первобытных людей перешли к образованию нации, государства. Современный человек подчиняется общественным (социальным) законам и развитие социальных отношений определяет развитие личности человека.

Предметом дисциплины экономика труда является изучение трудового потенциала общества, закономерности функционирования рынка труда, а также методов наиболее рационального использования трудовых ресурсов в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни

Объектом дисциплины экономика труда являются трудовые ресурсы.

Тема 1. Понятие труда, его роль, функции и виды

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда .

Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии . Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства . Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом , как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда .

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

    производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

    обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

    формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

    развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

    По характеру и содержанию труда:

    наемный и частный;

    индивидуальный и коллективный;

    по желанию, по необходимости или по принуждению;

    физический и умственный;

    репродуктивный и творческий;

    по разной степени сложности.

    По предмету и продукту труда

    научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

    промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

    По средствам и способам труда

    ручной (технически-невооруженный);

    механизированный;

    автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

    По условиям труда

    стационарный и передвижной;

    наземный и подземный;

    по степени тяжести;

    привлекательный и непривлекательный;

    свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Тема 2. Трудовой потенциал общества

Трудовой потенциал общества – это совокупная общественная способность к труду.

Его структура включает в себя:

    трудовой потенциал личности

    трудовой потенциал коллектива, предприятия

    трудовой потенциал отрасли

    трудовой потенциал региона

    трудовой потенциал страны, и т.д.

Качественная сторона ТПО характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, и показателями его психофизиологического развития

    профессионально квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний, практического опыта и навыков

    социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона ТПО выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени, т.е. потенциальным фондом рабочего времени.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в соответствующей профессиональной сфере.

Термин «общественно полезная деятельность » возник в 20-ые годы ХХ в. с целью использования его для нужд централизованного управления человеческими ресурсами страны.

Способность человека к труду, т.е. совокупность его свойств и характеристик, необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности и используемых им в ходе этой деятельности, называется рабочей силой .

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, как реальные, так и потенциальные, т.е. те же трудовые ресурсы, что является неправильным.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определятся системой законодательных актов государства.

В России, в зависимости от возраста, все население страны может быть разделено на 3 группы:

    лица моложе трудоспособного возраста (от рождения и до 15 лет включительно);

    лица в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 (жен.) или 59 (муж.) включительно);

    лица старше трудоспособного возраста, которым начисляется пенсия по старости.

В зависимости от способности к труду, различают людей трудоспособных и нетрудоспособных. Люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (инвалиды 1 и 2 групп), и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (работающие подростки и пенсионеры).

Таким образом, согласно статистической практике, трудовые ресурсы делятся на 3 группы:

    население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях

    работающие лица пенсионного возраста

    работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российском законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу в исключительных случаях, и только по достижении ими 15 лет. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и среднетехнических учебных заведений, по достижении ими 14 лет, с согласия одного из родителей, при условии предоставления ему легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, и не мешающего процессу обучения.

Трудовые ресурсы воспроизводятся под влиянием демографической ситуации, которая в России крайне неблагоприятная, и характеризуется следующими явлениями:

    крайне низкая рождаемость

    высокий уровень смертности населений

    естественная убыль населения

    очень высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте

    низкие показатели продолжительности жизни населения, и очень большая разница их у мужчин и женщин

    старение населения

Также влияние на численность трудовых ресурсов оказывает трудовая миграция . Это процесс перемещения трудоспособного населения с целью поиска или смены работы через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.

Высокий уровень смертности в России обусловлен следующими причинами:

    злоупотребление алкоголем, употребление табачных и наркотических изделий

    высокий уровень преступности

    низкий уровень безопасности дорожного движения

    низкий уровень охраны труда, сильный износ оборудования и сооружений

    низкий уровень жизни населения

    низкое качество медицинского обслуживания

    неблагоприятная экономическая обстановка

Формирование трудовых ресурсов происходит под влиянием государства, которое с помощью социальной политики регулирует процессы воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, изменяет их количественный и качественный состав.

Основными способами формирования трудовых ресурсов является:

    моральное и материальное стимулирование рождаемости, охрана материнства и детства, поддержка института семьи

    осуществление мер по снижению смертности населения

    регулирование численности и структуры выпускников учреждений профессионального образования

    регулирование миграционных потоков.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

    профессиональный отбор

    состояние материально-технической базы обучения

    программы и методы обучения

Организация труда на научной основе составляет одну их функций управления. Однако научная организация труда (НОТ) имеет своим предметом непосредственный труд людей, участвующих в производстве материальных благ, в развитии науки и культуры, в управлении.

Деятельность органов внутренних дел, так же как и других органов, предприятий, учреждений и организаций, состоит из трудовых операций и процессов, в которых заняты как отдельные работники, так и коллективы, группы сотрудников. Совокупность трудовых процессов, связанных между собой общими целями, составляет деятельность всего коллектива органа внутренних дел.

В трудовом процессе выделяют собственно труд (живой труд), предметы труда и средства труда. Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Предмет труда - это то, на что труд воздействует, объект приложения усилий работника. К средствам труда относятся орудия и условия труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Предметом труда работника органов внутренних дел является информация, а орудия труда - способы закрепления и обработки информации. Продуктом труда являются принятые им решения или зафиксированные в соответствующих документах факты.

Трудовой процесс состоит из операций, которые характеризуются выполнением сотрудником или группой сотрудников определенной части работы для получения соответствующего продукта труда. Характер операций зависит от вида трудовой деятельности работника: одни операции выполняет участковый уполномоченный полиции, другие - следователь, третьи - руководитель органа внутренних дел.

Устанавливаемая последовательность совершения операций в целом составляет технологию соответствующего трудового процесса.

Организация процесса труда состоит в рациональном распределении обязанностей между исполнителями, надлежащем оборудовании рабочих мест, обучении исполнителей конкретным приемам и методам совершения трудовых операций, нормировании труда, установлении норм расходования материала, чередовании времени труда и отдыха и т.д.

Научная организация труда означает, что решение перечисленных вопросов должно базироваться не на основе субъективного подхода к их решению, а на достижениях науки и положительного опыта работы.

На основании вышеизложенного можно сказать, что научная организация труда - это комплекс организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и психофизиологических мероприятий, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и обеспечивают наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов и неуклонное повышение производительности труда при сохранении здоровья человека.


Основные направления НОТ. В литературе по научной организации труда к основным направлениям НОТ относят:

Совершенствование форм разделения и кооперации труда;

Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

Рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда;

Совершенствование нормирования труда;

Использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики;

Совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования;

Улучшение условий труда;

Рационализацию режимов труда и отдыха;

Укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.

Указанные направления развития НОТ носят общий характер, т.е. они применимы к организации труда в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем это, разумеется, не исключает специфических форм и особенностей их проявления в той или иной сфере деятельности.

Задачи НОТ. Общие задачи научной организации труда сводятся в три группы: экономические, психофизиологические и социальные.

Экономические задачи НОТ направлены на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования живого труда, с одной стороны, и вещественных элементов труда (орудий и предметов труда) - с другой. Улучшение использования живого труда достигается за счет экстенсивных факторов, т.е. устранения прямых потерь времени, а также за счет интенсификации труда, т.е. рационализации приемов и методов труда, улучшения организации рабочих мест и др.

Психофизиологические задачи НОТ состоят в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, сохранения здоровья и работоспособности лиц, занятых трудом.

Социальные задачи НОТ заключаются в создании условий для постоянного роста культурно-профессионального уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, в повышении степени содержательности и привлекательности труда, в воспитании добросовестного отношения к труду.

Все эти группы задач находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Значение НОТ:

1. Экономия живого и овеществленного труда. В любом трудовом коллективе важным критерием рациональной организации трудовых процессов, определяющим уровень производительности труда, является степень «полезного использования рабочего времени». Значение НОТ в том и состоит, что его внедрение направлено на экономию рабочего времени, сил, затрат труда работника, позволяет лучше, экономнее использовать материально-технические средства» , оборудование, транспорт, оргтехнику и др. Иначе говоря, НОТ позволяет экономить не только живой, но и овеществленный труд.

2. Экономия будущего труда. Внедрение НОТ позволяет экономить будущий труд. (Это достигается в результате учета требований НОТ на стадии проектирования служебных зданий, рабочих мест, оборудования и технического обслуживания. Экономия будущего труда выступает впоследствии в качестве экономии живого труда работников, которые осуществляют свою деятельность на объектах, спроектированных и построенных с учетом психофизиологических и эргономических требований НОТ).

3. НОТ имеет важное психофизиологическое и социальное значение. Оно состоит в том, что НОТ позволяет создать условия для сохранения здоровья работников, поддержания высокого уровня их работоспособности, продления периода трудовой деятельности работников.

4. НОТ содействует повышению культурно-технического уровня работников,а также степени содержательности труда.

Общие принципы НОТ. В целях успешного внедрения НОТ в практику важно руководствоваться основными положениями, идеями, которые составляют общие принципы НОТ. К таким принципам относятся: научность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, экономичность.

Принцип научности предполагает тщательное всестороннее и систематическое изучение трудовых процессов и условий, в которых они осуществляются, применение новейших технических средств для проведения исследований, использование экономико-математических и иных прогрессивных методов при анализе научных данных.

Принцип плановости предполагает управляемость этой работы. Плановость создает возможность правильно определить главные направления внедрения НОТ, совершенствовать организацию труда с учетом достижений науки, техники и положительного опыта.

Принцип комплексности в работе по НОТ вытекает из тесной взаимосвязи и взаимозависимости отдельных ее направлений. Наибольшая результативность может быть достигнута только на основе комплексного, системного совершенствования организации труда по всем ее направлениям и по отношению ко всем категориям работников.

Принцип непрерывности означает, что организация труда должна следовать за техническим прогрессом, формы организации труда должны соответствовать уровню развития применяемой техники и технологии. Поскольку последние непрерывно развиваются и совершенствуются, то и НОТ должна осуществляться непрерывно. Она должна быть мобильной и гибкой, соответствовать условиям деятельности трудового коллектива на том или ином этапе его развития.

Принцип нормативности означает, что планирование и реализация мероприятий по внедрению НОТ должны осуществляться на основе соответствующей нормативной базы, т.е. норм, нормативов и других документов, регламентирующих организацию трудовых процессов.

Принцип экономичности предполагает достижение максимальных результатов деятельности по НОТ при оптимальных затратах. Экономичность требует изыскания и реализации возможностей наиболее рационального использования материальных, денежных и трудовых ресурсов, сокращения и ликвидации потерь и непроизводительных затрат. Кроме того, принцип экономичности означает не просто экономию средств, а определение возможностей их результативного использования.

Научная организация управленческого труда (НОУТ) в органах внутренних дел. Органы внутренних дел являются составным звеном системы исполнительных органов, органов государственного управления. В связи с этим, несмотря на наличие специфических особенностей в характере труда работников органов внутренних дел и различие в их должностном положении, в целом труд в органах внутренних дел является управленческим.

Управленческий труд обладает следующими общими признаками:

Предметом труда работников аппарата управления является информация о состоянии системы управления, среде функционирования системы управления; о целевых установках субъектов управления; о решениях, принятых субъектом управления; о реализации принятых решений и т.д.

Объектом управленческого воздействия работников органов внутренних дел являются люди. Начальник органа дает указания подчиненным ему работникам; участковый уполномоченным полиции ведет правовую пропаганду среди населения микрорайона, организует и обеспечивает охрану общественного порядка на своем административном участке; начальник подразделения патрульно-постовой службы полиции руководит сотрудниками полиции, несущими эту службу. Указанные действия, независимо от их целей, направлены на объекты управления, т.е. на людей.

Труд в сфере управления преимущественно является умственным, творческим трудом, требующим затрат психической энергии. Управленческая деятельность органов внутренних дел носит мобильный характер. Она требует от каждого работника инициативы, творческого подхода к решению постоянно возникающих новых нестандартных ситуаций.

С учетом изложенного можно сказать, что управленческий труд - это умственный, творческий труд, предметом которого является информация, а объектом - воздействие на поведение людей.

Под научной организацией труда в органах внутренних дел подразумевается рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности деятельности этих органов при минимальных затратах труда и при строгом соблюдении материального и процессуального законодательства, осуществляемый с учетом рекомендаций науки и обобщения положительного практического опыта.

НОТ в органах внутренних дел заключается:

В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации;

В улучшении управленческой структуры, уточнении и определении компетенции конкретного органа, должностного лица, определении необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки;

В совершенствовании форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документов;

В использовании достижений современной науки и техники, передового, положительного опыта, в механизации и автоматизации управленческого труда, применении компьютеров, мультимедийных презентаций;

В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда, справедливом вознаграждении за труд, продвижении по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации работника;

В совершенствовании нормирования труда различных категорий работников, изучении затрат рабочего времени сотрудниками по выполнению рабочих операций, стадий процесса работы, разработке и установлении показателей, объективно позволяющих определить объем работы, а также необходимую численность разных категорий работников;

В гуманизации труда, организации рабочих мест, создании наилучших условий труда, разработке мероприятий по социальному развитию коллективов, включающих создание благоприятных условий труда и отдыха;

В развитии у работников добросовестного отношения к труду, в создании благоприятных, творческих отношений между работниками, в формировании психологического климата, соответствующего общепринятым моральным и этическим принципам взаимоотношений между людьми, в укреплении служебной дисциплины, соблюдении законности и разработке гарантий их обеспечения.