21 февраля 1783 - 25 апреля 1873

русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма

Биография

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева.

В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).

В восстании декабристов не участвовал.

В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

  • Жена с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792-1835)
    • дочь Елизавета (1811-1836), умерла от скоротечной чахотки.
    • дочь Мария (3 октября 1817 Петербург? 22 июля 1898 Петербург) - писательница, жена беллетриста П. П. Каменского .
  • Вторая жена, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург - 1.11.1889, Петербург). (Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко)
    • дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург - 20.01.1913, Москва), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич (1832-1898), врач-окулист, профессор.
    • дочь Ольга (1849 Петербург?25.10.1869 Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.
  • Автопортрет
  • Толстой с первой женой и дочерьми
  • Анастасия Ивановна,
    2-я жена

Произведения

  • «Мальчик под покрывалом»,
  • «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея),
  • «Душенька» (1808-09, Эрмитаж)
  • портрет А. Ф. Дудиной
  • «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Эрмитаж)
  • «Голова Морфея» (терракота, ГРМ),
  • «Бюст Николая I » (1839, мрамор, ГРМ),
  • «Голова Христа» (1848, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ).
  • Народное ополчение. (1816, ГРМ)
  • «Ягоды красной и белой смородины» (1818, бумага коричневая, гуашь, ГТГ).
  • «Семейный портрет» (1830, ГРМ),
  • «За шитьём. В комнатах» (ГТГ),
  • «Варвик» (1853, не сохранилась)
  • «Вид чади Марковиль в Финляндии » (1855, ГТГ).
  • «Цветы, фрукты, птицы, насекомые»

Литературные сочинения

Некоторые способности к литературе для образованного человека XIX столетия - вещь естественная и повсеместная. А поэтому нет ничего удивительного, что подобные сочинения, авторства Ф.П. Толстого, были обнаружены и опубликованы. Среди них, Обзор собственной деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и традиционные для своего времени довольно любопытные Мемуары. Приводим оба эти произведения:

Библиография

  • Мроз Е. К., Ф. П. Толстой. 1783-1873, М. - Л., 1946.

Две миниатюры Федора Толстого "Птичка" и "Смородина", упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М.Ф. в "Воспоминаниях" находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

Пелагея - Не уходи.

Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы.

Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...
Алтея.


Ветка винограда.

Ветка крыжовника.

Герань.

Нарцисс.

Стрекоза.

Цветок кавалерская звезда.

Натюрморты...
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.

Ветка сирени и канарейка.

Интерьеры...
В комнатах.

В комнате за шитьем.

Семейный портрет.

Виды городов...
Вид Бергена.

Франценсбад. С дороги в Егер.

И их жителей...
Париж. Типы.

Жанровая живопись...
Возвращение.

Душенька любуется собою в зеркало. 1821.

У окна. Лунная ночь.

Медали...

Силуэты...
Наполеон на поле боя.

Наполеон у костра.

Мифология...
Нептун.

Пастораль.

Пир женихов Пенелопы.

Рыцарь Лебедя.

Портрет с семьей.

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание.
В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым - «Американцем»

Спасибо Катерине ака catherine_catt за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого.
"В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.
Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.
С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.
Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.


Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др.


    - (1783 1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же (с 1825; вице президент в 1828 59, товарищ (заместитель) президента в 1859 68). В… … Художественная энциклопедия

    Толстой Фёдор Петрович ( - Толстой Фёдор Петрович (1783—1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1783 1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице президент в 1828 59,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1783 1873), граф, медальер, скульптор, живописец и график, вице президент (1828 59), товарищ президента (1859 68) Петербургской АХ. В его произведениях, проникнутых поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, близкое … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. Толстой, Фёдор: Толстой, Фёдор Андреевич (1758 1849) сенатор, тайный советник, двоюродный дед Л. Н. Толстого и библиофил. Толстой, Фёдор Иванович (Американец; 1782… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Литке. Фёдор Петрович Литке Friedrich Benjamin von Lütke … Википедия

    Фёдор Петрович Литке Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 17 (28) сентября 1797(17970928) … Википедия


Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.

Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др.

По части собственно скульптуры, важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.