23-10-2012, 13:21

Описание

- это горячая преданность или пылкая привязанность к лицу противоположного пола, любовное чувство, сильная направленность ума, эмоций, чувств на желанный объект или жизненную цель; энергичный, интенсивный или возбужденный импульс, тяготеющий к физическому влечению. Это слово имеет много значений и оттенков. Половая страсть так связана с любовью, что ее часто и называют любовью. Эротическая страсть - это горящие угли под пятой любви.

Страсть может существовать без любви, любовь может существовать без страсти . В первом случае отсутствуют нежность и чувство, есть только эгоистическое стремление к удовольствию и удовлетворению. Во втором случае отсутствуют теплота и пылкость, которые обычно сопутствуют полнокровной любви между полами. Элементарные биологические позывы у мужчин, которые мы объединяем термином «страсть», имеют технический термин «эструс» (период течки у животных, нереста у рыб). Человек называет это половым возбуждением, неистовством, даже страстью. Зоологи определяют эструс как «особый период сексуального влечения самки». То же существует и у самцов. Для большинства видов животных эструс, который происходит во время овуляции, является единственным периодом, когда самка реагирует на самца. Эмоциональная буря, имеющая своей кульминацией оргазм, является феноменом, корни которого уходят глубоко в механизм организма; здесь активно участвуют эндокринные железы и вся вегетативная нервная система.

У животных эструс является периодическим состоянием и возникает благодаря гормонам, выделяемым яичниками и соответствующими эндокринными железами. Искусственный эструс может вызываться с помощью инъекции железистого экстракта, но это не приводит к овуляции.

Наши знания о феномене эструса очень ограниченны. Можно было бы сказать, что период эструса (непреодолимого желания) у самок зависит от выделения гормона «эструс» яичниками. Но функционирование этого гормона пока необъяснимо. Почему он выделяется в одни периоды, а не в другие? Что временами разрушает нормальный ритм эструса? Что подавляет его? От каких внешних факторов он зависит?

Вообще говоря, среди человеческих существ не проявляется поведение «эструс». У человека страсть можно вызвать почти в любое время и разными воздействиями. Или же ее почти невозможно вызвать. И то время как у низших самок млекопитающих половое желание ограничено периодами эструс, у женщин оно может быть вызвано многими способами почти в любое время. С помощью многих приемов и ментальных ассоциаций можно активизировать выделение гормона «эструс».

Сексуальное желание - это естественная черта нормальных взрослых мужчин и женщин. Оно столь же прекрасно и невинно, как дыхание или биение сердца. В некоторых случаях сексуальная активность не просыпается до тех пор, пока человек не начнет фактически сексуального действия. Те, кто считает секс непристойным, лишь обманывают себя.

Наблюдения показывают, что страсть может устранить половые извращения, которые имели место до ее появления. Сильные эмоции зачастую прекращают развращающую невоздержанность в беспорядочных сексуальных контактах. Для того, кто любит, существует лишь один любимый. Для многих очищающая сила нового чувства разрешает все эмоциональные проблемы. Те, кто стремится избавиться от страсти или снизить ее проявления, не правы. Слабая половая страсть приведет к прекращению любого вида живых существ . Самки предпочитают страстного самца пассивному и безразличному. Это можно отнести к большинству женщин, которые редко предпочитают партнера недостаточно страстного. Страсть, безусловно, имеет отношение к биологической полноценности, здоровью и целостности организма.

У пчел, бабочек и среди других форм жизни, когда сексуальное влечение возникает лишь однажды в жизни, особенно у молодых животных, высшее проявление полового инстинкта, совершенно не практикуемого до того акта совокупления, может быть осуществлено, надо полагать, лишь когда соитие практически принудительно.

Если бы полового инстинкта не было, человечество не могло бы размножаться, не было бы ни деторождения, ни воспитания детей. Существование инстинкта служит мудрой цели. Хотя сексуальное влечение, кажется, становится все менее настоятельным по мере того, как мы поднимаемся по эволюционной лестнице жизни, исключая патологические случаи; страсть никогда не бывает у человека принудительной, по она всегда контролируема. Однако нельзя отвергать столь важную биологическую потребность, ибо это грозит расплатой. Одно дело - подвергать страсть разумному контролю, а совсем другое - отказать ей во всех проявлениях.

Физиологические различия между мужчиной и женщиной предполагают и определенные психологические различия между ними. Мужчина в большинстве случаев более легко возбуждается в сексуальном отношении и стремится к немедленному удовлетворению своего же-лания;женщина, как правило, возбуждается не так легко и менее готова к тому, чтобы тотчас броситься удовлетворять свое сексуальное желание. Ежедневно мужчина возбуждается по разным поводам тысячи раз, хотя в его сознании эта активность не ощущается и проявляется в качестве сексуального влечения лишь в конце рабочего дня, после возвращения домой. Путешествия часто вызывают сексуальное возбуждение у непривычных к путешествиям; однако путешествие может иметь и обратный эффект. Умственные, эмоциональные, физические и пищевые воздействия оказывают влияние на половой импульс, подавляя или возбуждая его.

Характер, уровень и объем повседневного жизненного опыта увеличивают или уменьшают сексуальное желание. Частота возникновения сексуального желания , его интенсивность являются результатом определенных факторов, как-то: состояние здоровья, болезнь, разлука, напряжение и так далее. Обычно сексуальное желание находится в прямой зависимости от общего состояния организма. Наблюдается заметное временное возрастание сексуального желания, когда муж и жена разлучены на несколько дней или недель. Хотя в обществе, по крайней мере цивилизованном, мужчины, как правило, более страстны, чем женщины, и гораздо легче возбудимы; бывает, что женщина столь же страстна, как и средний мужчина, а подчас и превосходит его. Но женщины обычно более способны подавлять страсть, нежели мужчины.

Тело женщины можно возбудить против ее желания. Эгоистичный мужчина, обладающий сильным сексуальным влечением, искусный в своих физических подходах, может из-за своей неспособности оценить эмоциональные и психические потребности своей жены сделать супружескую жизнь исключительно несчастной. Коитус должен быть чувственным контактом, а не просто физическим актом.

Человек обладает сексуальностью и должен быть ее хозяином, если не хочет, чтобы хозяином была она. Известно, что сексуальное напряжение можно увеличить с помощью соответствующей фантазии или тактильного возбуждения до такой степени, что непреодолимость сексуального желания ощущается как бескомпромиссная реальность. При достаточном возбуждении-принуждении оно действительно может стать непреодолимым, ибо, будучи вовлеченным в бури страсти, трудно преодолеть и проконтролировать ее. Тот, кто таким образом возбуждает свое сексуальное «я» и доводит себя до состояния высокого напряжения, требующего исхода, часто становится пленником своей сексуальной страсти, которая кажется вышедшей из-под контроля, и не учитывает, что своими собственными предыдущими действиями и дал всему этому ход.

Мужчины чаще всего виновны в том, что позволяют страсти проявляться без ухаживаний; и даже там, где непредубежденный наблюдатель считал бы женщину главной причиной волнений, рано или поздно вина тем не менее ложится на мужчину. Возможно, женщина простодушно явилась тем динамитом, который разрушил его самоконтроль. Любимые и жены часто бывают виноваты в том, что вызывают срочные желания в своих возлюбленных и мужьях , отказываясь их удовлетворить. Они делают это с помощью тонкой, изощренной эротической техники, которая позволяет женщинам достичь максимального предварительного удовольствия без потери господства над ситуацией. Есть женщины, которые практикуют приятное эротическое возбуждение - ласки и нежности, но отказываются доводить их до естественной кульминации. Они извращены, хотя и не любят признавать это.

Хотя, как многие утверждают, сексуальная страсть является наиболее непреодолимой, ее часто сдерживают, ей препятствуют. Из всех страстей ей всего труднее дать свободное нормальное проявление. И мы знаем, что в моменты наивысшего сексуального возбуждения сила личной самостоятельности человека почти полностью утрачивается. Этот момент наивысшего удовлетворения сравним с интоксикацией. Однако многие мужчины и женщины преувеличивают роль сексуального удовольствия в жизни и практикуют настоящую религию наслаждений. Жажда наслаждений является краеугольным камнем их чувства самоуважения, и они хватаются за возможность любого удовольствия, независимо от того, какой ценой для своего и чужого здоровья оно обходится. Такие люди склонны рассматривать лишение удовольствий как личное оскорбление и требовать наивысших удовольствий, будто это является их священными правами.

Чтобы оправдать разнузданное сексуальное поведение, оскорбляющее здравый смысл и социальные чувства окружающих, такие искатели наслаждений исповедуют веру в превосходство инстинктов над другими проявлениями человеческой природы.

Вера в неодолимость сексуального желания, требующего немедленного удовлетворения, лишь сознательный камуфляж для безответственных и, следовательно, безнравственных сексуальных действий.

Малодушный человек, сознавая свою неспособность решить какие-то жизненные проблемы, часто склонен считать себя жертвой страсти. Его (или ее) сексуальная жизнь, похоже, состоит из разных случайных связей, либо мастурбации, или из того и другого. Чисто сексуальному единению часто не хватает чувства любви, это акт стремительного (как при изнасиловании) обладания, за которым часто наступает отвращение к партнеру. Возможен даже сексуальный союз с партнером, который при других видах общения - духовном, психологическом, интеллектуальном - вызывает полное неприятие. Однако это не доказывает непреодолимости чувства страсти, хотя и может восприниматься как свидетельство ее неспецифичности.

Извращенные страсти часто неконтролируемы. Извращение может возникнуть по ряду причин, до которых трудно докопаться. В подобных случаях лекции на моральную тему удручающе неэффективны, поскольку, как заметил Г. Лессинг, «порочные страсти извращают конституцию ума столь же сильно, сколь они подрывают конституцию тела... Злые силы ведут жертвы с завязанными глазами на свои алтари». В таких случаях необходимы гигиенические методы.

Представление о том, что сексуальное желание сотворяет роковую драму из каждой любовной связи, участники которой якобы являются беспомощными марионетками, балансирующими па проводе неодолимой страсти, противоречит реальному положению вещей. Однако эта идея может оказать заметное влияние на неопытную молодежь, если она воспримет ее без критической оценки. Эта в корне ложная идея опасно культивируется мужчинами и женщинами, которые ищут оправдания своей безответственности в сексуальном поведении.

Мы ответственны за проявления наших страстей , и нам следует хорошо подумать о последствиях прежде, чем дать страстям волю. Ответственность человека не кончается с возникновением страсти, напротив, именно в этот момент необходимость в ответственности является наивысшей. Не тот праведен, кто не подвергался искусу, а тот, кто умеет этот искус преодолевать.

Нежелательная для женщины возможность забеременеть является испытанием ответственности мужчины в половых отношениях. Лишь эгоистичный, жадный на удовольствия партнер позволит себе в момент сексуального объятия игнорировать последствия полового акта. В этих отношениях ответственность мужчин необходима, иначе неизбежен хаос.

Человек, который контролирует свои страсти (но не тот, кто отрекается от них), сдерживает каждый импульс, обуздывает свою энергию и владеет быстротечным желанием, готовит себя к тому ужасному взрыву своих эмоций и страстей, благодаря которым он надеется в один прекрасный день вырваться за пределы самого себя, за пределы того, что является случайным и распадающимся, к полному проявлению своих сил в истинном союзе с другим.

Никаких особых усилий не надо предпринимать для того, чтобы подавлять естественную страсть ; просто ее следует контролировать в высших интересах человека и общества. Теологически-догматическое представление о том, будто половые инстинкты и желания являются злом и должны удаляться из человеческой жизни, наносит большой вред. Попытка ликвидировать расцвет страсти приведет к снижению стандарта жизни, что завершится организованной проституцией. Полное удовлетворение чувства страсти достигается лишь в полноценном и подлинном союзе двух. Усилия, направленные на то, чтобы изгнать естественные желания, приведут лишь к их возврату в форме чрезмерных навязчивых идеи, действии и даже превратных тенденций.

(69 голосов : 4.9 из 5 )
  • А. Ткаченко
  • А. Ткаченко
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот. Сергий Филимонов
  • прп.
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • свт.
  • Исчисление страстей свщмч.

Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей.
Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, но рождаются, они не от шести предыдущих, а по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.

С церковнославянского слово страсти переводится как «страдания». В этом смысле мы говорим о «крестных страстях Иисуса Христа». Однако, его основное значение – греховные расположения и навыки человека, влекущие его к нарушению Божиих, нередко даже против воли и осознания греховности ситуации.

«Страсть достойна порицания, как не естественное движение души», – учит св. . По словам святого , страсть есть возмущение против природы. Св. называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. Св. называет страсть движением энергии против природы.

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).

Выделяя восемь основных страстей, христианские подвижники настаивают, что страстями являются именно душевные состояния, а не потребности тела. Даже разделяя телесные (чревоугодие, блуд) и душевные страсти, они видят причину каждой страсти не в жизни тела, а только в удалении человеческой души от Бога.

Основанием страстей является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Эти страсти превратили часть ангелов в , поэтому заражение ими делает человека врагом Богу, открывает в его ум и сердце путь всем прочим страстям. Через страсти падшие духи воздействуют на поведение человека, стремясь сделать его рабом греховных навыков. Подчиняясь греховным страстям, человек сам уподобляется падшим духам, делается врагом Богу.

Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям.

Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть. Божественной помощью является Святого Духа, приносящая человеку духовное наслаждение, в сравнении c которым меркнут действия страсти. Для приобретения благодати человеку необходим молитвенный подвиг борьбы и противостояния греховным помыслам. В ответ на молитвенный подвиг человека посещает благодать, подающая подвижнику опытное познание Божественной .
Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям . Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали.
Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..
прп.

Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.
епископ

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения ). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным , приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока .

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами . Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти .

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое , что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.

Кто из женщин не мечтал о страстных отношениях, “как в кино”. Горячий и темпераментный возлюбленный, пылкие ссоры и примирения, накал эмоций — вот то, о чем мечтают многие девушки. Ведь именно так, по их мнению, выглядят настоящие, сильные чувства. А спокойные и нежные отношения кажутся скучными. Но действительно ли нужна страсть в отношениях?

Особенно пугает многих девушек исчезновение страсти в долгих отношениях. Начинающиеся с пылкой влюбленности, они постепенно перерастают в глубокую привязанность. Но такой естественный процесс воспринимается многими как охлаждение, как то, что “любовь остыла”. И в погоне за страстями они бросаются в новые и новые отношения, лишая себя счастья прожить всю гамму эмоций. Либо начинают провоцировать партнера на бурные выяснения отношений, чтобы снова пережить вспышки эмоций.

Нужна ли страсть в отношениях? Мнение психолога

Страстные отношения выглядят привлекательно, особенно в молодости. Когда накал страстей по любому поводу, когда каждая мелочь вызывает эмоциональные качели и адреналин в крови. Но постоянно жить в изматывающем напряжении невозможно. Тем более, что рано или поздно те вспышки страсти, которые раньше привлекали, все чаще со временем становятся поводом для утомительных скандалов.

Нужна ли страсть в отношениях? видео

Например, если в начале отношений девушкам нравится то, что любимый ревнует их, то потом постоянные упреки и подозрения начинают утомлять. Если на «конфетно-букетном» этапе так сладко ссориться «навсегда», а потом не менее страстно мириться, то через какое-то время бурные выяснения отношений становятся предсказуемыми.

Страсть - это острая приправа, жгучая и пряная. Но ведь не станешь питаться ежедневно только острым, так и язву заработать недолго. Крепкие отношения должны строиться не не страсти, а на взаимном уважении, привязанности, нежности, ответственности и любви. А страсть - только оттенять их, как во вкусном блюде щепотка специй подчеркивает основной вкус.

Иногда страсть может разрушить отношения. Ведь эта сильная эмоция ослепляет, толкает на безрассудства, требует, чтобы любимый или любимая принадлежал безраздельно и всецело. В страсти на первый план выходят свои желания, а не благо партнера. Поэтому возникают конфликты и размолвки.

Выбирая спутника жизни, девушка хочет видеть рядом прежде всего надежного, ответственного человека, который станет хорошим отцом ее детей и опорой семьи. И тут страстный мачо проигрывает спокойному, рассудительному, понимающему и нежному парню. «Итальянские страсти» с битьем посуды и громкими скандалами хороши на экране, а в жизни мы нуждаемся в надежной «тихой гавани» и поддержке своего партнера. И вряд ли мы стремимся превратить семейную жизнь в вечные выяснения отношений с перерывами на секс.

Страсть это личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию.

Подчиняется телу, как говорили классики, т.е. той части себя, которая не мыслит или мыслит неправильно. Таким образом, крайней степенью страсти является безумие, а ее доброкачественной формой - склонность или наклонность. Однако чаще всего словом «страсть» называют не первое и не второе, а нечто промежуточное.

Страсть это состояние души , нередко выраженное очень ярко, но при этом неавтономное. Декарт мог бы назвать страсть движением души, возникающим под влиянием тела, действия которого она ощущает («Страсти души», часть I, § 27-29). Спиноза, наверное, сказал бы, что это аффект, адекватной причиной которого сам человек не является (« », часть III, определение 3; см. также « определение аффектов»; ср.: латинский текст «Принципов философии Декарта»). Отсюда - пассивность страсти, являющаяся не бездействием (что опровергается опытом), но навязанным действием.

Материалы по теме:

Материализм

Страсть это то, что во мне сильнее меня. Свободная, добровольная страсть перестает быть страстью - с этим согласится каждый, кто когда-либо испытывал страсть. Мы не решаем волевым порядком, что влюбимся до безумия, что вдруг разлюбим, что станем скрягой или честолюбцем и т.д. Вот почему правосудие считает страсть смягчающим обстоятельством , а философы смотрят на нее свысока. Преступление на почве страсти не заслуживает ни строгого наказания, ни уважения.

Часто приходится слышать, что классики осуждали страсти, а романтики, напротив, ими восхищались. Подобный подход представляется явным упрощением. Декарт, например, считал, что «все страсти по природе хороши, и нам следует лишь избегать их дурного употребления или чрезмерного увлечения ими»; мало того, «только от страстей зависит все благо и зло в этой жизни», а люди, наиболее подверженные страстям, способны испытать всю их сладость («Трактат о страстях», часть III, § 211 и § 212; более тонкое рассмотрение проблемы содержится в § 147 и § 148). Однако страсти необходимо должным образом контролировать, по мере надобности держать в узде и по мере возможности использовать. По этим признакам мы и узнаем человека действия. Широко известны слова Гегеля о том, что «ничто великое в мире не совершалось без страсти» («Философия истории», Введение). Это звучит очень правдоподобно. Но точно так же ничто великое не совершалось без действия, и сам Гегель спешит дать это уточнение в нижеследующих строках: «Страсть не является вполне подходящим словом для того, что я хочу здесь выразить. А именно я имею здесь в виду вообще деятельность людей, обусловленную частными интересами, специальными целями, или, если угодно, эгоистическими намерениями, и притом так, что они вкладывают в эти цели всю энергию своей воли и своего характера, жертвуя ради них другими целями, вернее даже, жертвуют... для них всем остальным» (там же, введение).

Материалы по теме:

Спаянность

В страсти присутствует пассивность, и именно в этом смысле понимали ее классики . Но пассивная страсть перестает быть полноценной страстью в новейшем понимании слова; это всего лишь прихоть или непреодолимое влечение. Представляется очевидным, что страсть нельзя сводить к любовному увлечению, поскольку второе есть всего лишь одна из форм первой.

В одной из лекций, посвященных страсти, Ален напомнил студентам, что существует три основных вида страсти: любовь, честолюбие и скупость. А потом небрежно прокомментировал: «20 лет, 40 лет, 60 лет». Разумеется, это была шутка, но такая, в какой наверняка есть доля правды. Каждая страсть имеет свой возраст, вернее говоря, у каждого возраста - своя страсть, преобладающая над другими. 20-летний скупец - такая же редкость, как пылкий 60-летний влюбленный, и подобные случаи следует считать тяжелыми. Во всяком случае, страсти существуют во множественном числе и не все они вызваны любовью. В то же время любая страсть подразумевает любовь. Что такое честолюбие, как не особый вид страстной до одержимости любви к власти, которой пока не обладаешь? Что такое скупость, как не любовь к деньгам, которые успел накопить? В самом общем смысле страсть есть поляризация желания на единственном объекте (Тристан) или единственном типе объектов (Дон Жуан), которым не обладаешь или обладание которым боишься утратить. Это торжество Эроса, точнее, его крайних проявлений. Одержимый страстью человек остается пленником любви к тому, чего у него нет (честолюбец, корыстолюбец, донжуан), пленником страха потерять то, что он уже имеет (властитель, цепляющийся за власть, скупец, ревнивец).