Что делать, если мучает совесть? Таким вопросом хотя бы раз в жизни задавался каждый человек. Понятие о мучениях, причиняемых совестью, у каждого свое. Одни подразумевают под этим испытываемое чувство вины, другие – стыд.

Различны и причины, пробуждающие угрызения совести. Одни люди переживают из-за совершенных поступков, другие стыдятся собственных чувств, свойств личности или характера. Немало и тех, кто терзается муками совести по причине того, что чего-то не сделал, проявил нерешительность или слабость, трусость.

Проявлений мук совести много, они разные, впрочем, как и причины, их пробуждающие. Поэтому перед тем как раздумывать о том, что делать, если мучает совесть, нужно понять, что она собой представляет.

Что это такое? Определение

Согласно определению, совесть – особое качество, умение человека, позволяющее ему самостоятельно ориентироваться в вопросах нравственности и морали, осуществлять контроль за собой и давать оценку поступкам, намерениям, действиям.

Таким образом, совесть является внутренним цензором для каждого человека. Проявляется она в виде осознания соответствия совершенных или планируемых поступков, мыслей или чувств нормам морали и нравственности, как личным, так и принятым в обществе.

Что понимается под совестью?

Чаще всего под совестью понимается следующее:

  • способность оценить собственные действия или планы, мысли;
  • умение контролировать свои желания и порывы, идущие вразрез с принятыми принципами морали и нравственности;
  • осознание ответственности за решения и поступки;
  • наличие жестких внутренних правил и следование им.

Соответственно, вопрос о том, что делать, если мучает совесть, возникает у людей, преступивших через собственные внутренние представления о порядочности. Если же человек нарушает нравственные устои общества, которые не соответствуют его личному внутреннему цензу, то угрызениями совести он, как правило, не мучается.

О каких людях говорят, что они совестливые?

Совестливый человек обладает определенными чертами характера, свойствами личности, которые проявляются повседневно в его поведении, поступках, отношении к другим людям.

Такой человек никогда не ставит собственные интересы, чувства или желания превыше надобностей других. Это вовсе не означает того, что он забывает о себе в угоду чужим чувствам, целям или желаниям. Совестливость — вовсе не синоним альтруизма. Человек, обладающий этим качеством, попросту принимает во внимание не только собственные интересы, но и окружающих его людей тоже.

Такой индивид не совершает опрометчивых поступков, идущих вразрез с его внутренними принципами и убеждениями. Если же предстоит принять ответственное решение, то он неизменно обдумывает его исходя из моральных и этических представлений.

Как правило, такой человек не задается вопросом о том, что делать, если мучает совесть. Все поступки, которые он совершает в жизни, соответствуют его представлениям о порядочности, нравственности, долге и чести. При этом действия человека с такой чертой характера не меняются в зависимости от того, узнают о его поступках или нет. Даже в одиночестве он все равно поступает в соответствии со своей совестью. Иными словами, неотъемлемыми качествами таких людей являются искренность, честность, порядочность и отсутствие лицемерия.

Какие люди лишены совести?

Люди, о которых в народе говорят: «Ни стыда ни совести», обладают определенным перечнем личностных качеств, которые проявляются в их поступках и в отношении к другим.

Люди, лишенные совести, обладают такими личностными качествами:

  • эгоцентризм, крайнее себялюбие;
  • хитрость, стремление извлечь личную выгоду из всего вокруг;
  • склонность к манипулированию другими;
  • честолюбие;
  • лицемерие или же двуличность;
  • отсутствие принципов и убеждений.

Этот перечень можно продолжить. Бессовестные люди никогда не заботятся ни о ком, кроме себя. Они не принимают в расчет нужды и потребности, желания и интересы других. В любых своих решения и поступках такие люди руководствуются только личными целями, интересами и желаниями. Они полностью лишены внутренних принципов, убеждений и не имеют никаких представлений о нравственных ценностях.

Однако такие люди умело маскируются. Они вполне способны производить впечатление милых, добрых, отзывчивых и порядочных, если это необходимо для достижения каких-либо целей.

Почему людей терзает совесть?

Почему человека мучает совесть? Этот вопрос интересовал еще философов древности, а сегодня поисками ответов на него активно занимаются психологи.

Самой распространенной версией того, почему людей начинает терзать совесть, является объяснение этого ощущения осознанием неправильности собственных поступков или же намерений. Другими словами, люди испытывают внутренний душевный дискомфорт, лишаются покоя из-за того, что переживают чувство вины и стыда за совершенные действия или же планируемые, за принятые решения, сказанные кому-то сгоряча обидные слова и за многое другое.

Осознание собственной аморальности и безнравственности приходит, как правило, внезапно. Достаточно редко люди, склонные к переживанию мук совести, умышленно преступают через собственные жизненные принципы и убеждения. Например, если человека «грызет» совесть из-за минутного проявления слабости или трусости, то совершен безнравственный поступок был, как правило, под действием сильных и неконтролируемых эмоций, таких как паника или страх.

Нередко ощущение вины возникает и до решения или же действия, при необходимости совершить что-либо, идущее вразрез с собственными убеждениями и представлениями, но являющееся правильным с общественной точки зрения или же продиктованное «высшими целями». Например, руководитель принимает решение о сокращении числа работников. Это является необходимостью, более того, единственно возможным рациональным выходом из конкретной ситуации. Но это решение идет вразрез с внутренними убеждениями, принципами и представлениями. В итоге возникает дилемма – разориться или же сократить штат, то есть поступить против своей совести. Разумеется, любой ответственный руководитель в подобных обстоятельствах увольняет часть работников, ведь если предприятие прекратит свое существование, то на улице окажутся абсолютно все. То есть, жертвуя частью, человек уберегает целое. Но понимание этого нюанса только приводит к верному поступку, от мук совести и переживаний, ощущения предательства и безответственности оно не избавляет.

Как справиться с совестью?

Как сделать так, чтобы совесть не мучила? Для начала нужно понять, по каким причинам она не дает человеку покоя. А поняв, из-за чего это происходит, постараться исправить свои ошибки и промахи.

К сожалению, «работа над ошибками» в жизни часто невозможна. Если сделанного не исправить, то нужно впредь избегать подобных действий, а за уже совершенные попросить прощения. Если прощать некому, можно извиниться «в никуда» или же с кем-то поговорить о своих чувствах.

Верующим людям намного проще справиться с душевными терзаниями, чем атеистам. В каждой религии имеется такое понятие, как покаяние. Если муки совести невыносимы и ничто от них не избавляет, нужно пойти в храм. Тем же, кому по каким-либо причинам не хочется этого делать, нужно обратиться за помощью к психотерапевту.

Единственное, чего делать не стоит, так это пытаться забыться, заглушить свой внутренний голос. Угрызения совести никуда не денутся и сами по себе не пройдут. Они являются симптомом душевного кризиса, свидетельствуют о внутриличностном конфликте. Попытки игнорирования такого состояния лишь усугубляют его.

    Что делать, если постоянно мучает совесть? Начнём

    с того, что я в школе однокласснику исписала дневник нецензурными словами и он нажаловался учительнице, я призналась, что это я сделала, она меня поругала. Сказала, чтобы я перед одноклассником извинилась. Я извинилась. Но легче не стало, постоянно сожалею о происходящем. Иногда матерюсь в компании друзей. Сама виновата, начала из-за чего-то и понеслось. Стараюсь меньше материться и постоянно себя ругаю. Дома тоже часто врала маме про оценки и т. д. Ну знаете, как бывает. Врём, потому что боимся, что родители будет сильно ругать. И мне до сих пор стыдно за всё своё враньё и все свои шалости. Постоянно как остаюсь одна или же плохое настроение, думаю о том, что плохого в жизни сделала и реву. Как успокоиться? Понять, что уже ничего не исправить? Помогите, прошу, я так больше не могу. Чувствую, что скоро сойду с ума. И совершу глупости, уйду из жизни или просто попаду в психбольницу.

    Ответить

    5 ответов

    • Чтобы успокоиться, нужно иметь в голове всегда такие мысли, которые дают возможность спокойно уснуть, спать, легко и бодро вести день. Я богат, простите за нескромность, такими мыслями (у каждого уравновешенного человека они свои, мои же основаны, преимущественно, на добродетелях смирения, прощения и служения, а также на мудрости пословиц, притч и поговорок — www.sborni k-mudrosti.ru). Усилием воли с решением «нет, мне это не надо» и милостью ко всему окружающему можно остановить в себе всякое зло и страдания, в том числе муки совести.
      Есть, конечно, простые способы прекращения в себе мук совести и вызывающих этими муками страданий (рёва, беспокойства и др) — это извиниться перед тем, перед кем чувствуешь, что виноват, и извиниться перед всем человечеством, если тот человек недоступен. Так я избавлялся от мук совести и избавился от них. Я также совершал милостыню нуждающимся небольшими деньгами, что позволяло мне думать, что я хороший, и поэтому не мучил себя представлением, что я плох. Подробно расписывать свои добродетели мне здесь нескромно, поэтому это возможно в личной переписке (мой почтовый адрес для переписки, если хотите — [email protected]).
      А сложные способы прекращения в себе мук совести и вызывающих этими муками страданий — это лечение в психбольнице. Они сложны, в основном, потому, что в психбольнице поведение пациента зависит не только от врачей и медперсонала, напрямую или косвенно, но и от таблеток, равно уколов, которые могут быть не только целительны, но и пагубны, полностью или частично.
      Поэтому избавляться от мук совести и связанных с ними страданий (дискомфорта и неудобств) необходимо, прежде всего, самовоспитанием, точнее — трезвой волей, смирением и прочими добродетелями, переменой жизненной обстановки благотворным режимом дня и порядком мыслей.
      Не бывает так, что ничего не исправить. Можно многое исправить в самой себе. Вам нравится так мыслить, потому что они ни к чему Вас не обязывают? Но мысли, которые мешают Вам жить и вызывают неприятные чувства, приводя к мнению о безысходном положении, нужно менять, известное дело, на продуктивные мысли, то есть на мысли, которые позволяют нормально, равно спокойно и благотворно, жить и вызывают приятные чувства. Здесь помогают, чаще всего, и самовнушение, и знание закономерностей окружающей Вас жизни, и отвлечение своих мыслей на что-либо приятное и деловое, и помощь друга.

      Ответить

      Наоборот, это хорошо, что у тебя есть совесть. Значит, твоя душа жива! Хуже будет, если стыд исчезнет и голос совести не будет оценивать твои поступки с точки зрения добродетели и справедливости.

      Не стоит истязать себя угрызениями совести, но и ни в коем случае нельзя ее заглушать.

      Если же голос на душе очень больно от стыда за свои поступки, хотя ты извинилась и ситуация в целом исчерпана, то лучшее средство — это молитва. Просто помолись Богу, сходи в церковь. Ведь не даром говорят, что совесть — это голос Бога в нашей душе.

      Ответить

      Всё что выше описали — как-то слишком мудрёно, как будто совесть мучает из-за чего-то очень ужасного. На самом деле, ничего ужасного она не делала. Наверное все дети делали хоть раз что-либо подобное тому что описано в вопросе: портили дневники и тетрадки, ругались, врали об оценках. Вообще хорошо, что Вы теперь понимаете, что было правильно, а что нет. Но проблема тут в том, что Вы такие незначительные поступки доводите до трагизма. К таким вещам нужно относиться проще и принимать их как урок, но точно не мучить себя ими. И никакие тут ненужны ни молитвы, ни психологи, ни какое-либо другое специальное поведение. Это нормальное развитие и главное понимать это, понимать свои ошибки и идти дальше, больше их не совершая. Всё очень просто. Это главное — не преувеличивать и не преуменьшать. Смотреть на вещи объективно — вот что нужно научиться делать.

Нет двух людей с одинаковыми ощущениями, совесть у каждого своя, и хотя реагировать она может на сходные ситуации, но каждый по-разному переживает ее проявление. Некоторые люди с детства учатся игнорировать это ощущение. Его нельзя убрать полностью, но сделать малозаметным под силу каждому.

Как формируется совесть

В детстве родители и ближнее окружение начинают воспитывать малыша. Они показывают своим примером и говорят словами правила, которые необходимо выполнять. Этих установок очень много, и их необходимо помнить. Сначала мама делает напоминания о том, как себя вести, но через несколько лет человек сам начинает себе давать указания, подчеркивая, что поведение неверное. Например, взрослые учили, что обманывать не хорошо. Велика вероятность, что потом человек будет испытывать чувство дискомфорта, когда будет это делать.

Семья у каждого своя, и принципы воспитания отличаются. Для одних приемлемо что-то, для других это под запретом. И набор табу как раз и формирует совесть. Чем больше было «нельзя» в детстве, тем сложнее человеку жить в мире, так как внутренний голос постоянно заставляет сомневаться в правильности принятого решения, в честности поступков. И если не сделать ревизию, не убрать многие установки, жизнь будет казаться ужасной.

Совесть формируется на базе чувства вины. Если вдруг сделано что-то не так, если поведение не соответствует детским рамкам, внутри возникает ощущение вины. Человек начинает себя ругать за поступок, возникает желание все исправить, сделать по-хорошему. Есть люди, которые очень успешно пользуются этим ощущением у других, манипулируют окружающими.

Как изменить совесть

Если чувство вины и стыда возникает очень часто, стоит его уменьшить. Нужно понять, что детские правила не действуют во взрослом мире. Ложь, недоговаривание, частичная правда присутствуют в жизни, и если для ребенка это ужасно, для взрослого иногда необходимо. Нужно просто увидеть эти рамки, осознать их и больше не использовать.

Ограничения поведения может снять психолог. Он будет искать установки, которые были заложены в детстве и вносить в них корректировку. Это потребует проведения нескольких сеансов, но после них жизнь станет гораздо проще.

Мешающие стереотипы можно убирать и самостоятельно с помощью специальных программ. Сегодня в интернете можно узнать подробности работы с BSFF или принципы рефрейминга. Это методы взаимодействия с подсознанием, которые дают возможность внести желаемые корректировки в поведение.

Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», – говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.

Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует батюшка.

На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

Церковь относит к тяжелым, «смертным» грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.

Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. «Безобидные» ложь или сквернословие могут отправить в ад!

Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, – покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к Таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиримости с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5. 23-24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди – по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

Вопрос: Здравствуйте!!! Я уже где-то пол года нахожусь в переосмысливании своих прошлых ошибок! Я как-будто не живу настоящим, хотя в жизни у меня все прекрасно, любимый муж, ждем ребеночка) Дело в том, что я считаю себя недостойной мужа, не то чтобы не достойной, а хуже него(((Меня грызет совесть за совершенные ошибки…

… Я не могу наслаждаться жизнью, т.к. постоянно думаю о том, как я могла так поступить! Мне кажется, если бы мой муж знал меня ту, прошлую, он бы уже не так ко мне относился!!! Он у меня такой хороший и я его очень сильно люблю. Я даже как-то хотела ему все рассказать. Говорила, что я , за то, какой я была раньше. Он мне сказал, чтобы я все забыла, что было до него! Что ему это совсем неважно и он безумно меня любит! А совесть меня все равно заедает! Подскажите?

Ответ: Здравствуйте! Представляю как это неприятно, постоянно думать о прошлом и винить себя, не имея возможности ничего изменить. Давайте попробуем разобраться, из каких «составляющих» складывается ваше состояние и подумаем, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию.

1) Первое — это убеждение, что ваше поведение было неприличным. А именно, по-видимому, сексуальное поведение вне брака или серьезных отношений – неприличное. Вы не подвергаете эту идею сомнению, оно априори верна в ваших представлениях и сильно портит вам жизнь. А что если рассмотреть ее с критической точки зрения? Представить себе, что это не истина в последней инстанции, а всего лишь гипотеза. Попробуйте ответить себе на несколько вопросов относительно этой гипотезы:

— по какому критерию поведение может оцениваться как приличное или неприличное?

— кто этот критерий установил и на каком основании?

— кто может оценивать вашу интимную жизнь и по какому праву?

Правда, что многие люди негативно оценивают сексуальное поведение других людей, но неправда, что чья-то оценка должна становиться вашей. Ваше тело (также, как и ваши чувства, мысли) – принадлежит вам, и это ваше сугубо личное дело, что и как вы с ним делаете: что едите, как одеваетесь, с кем спите – и вы ни перед кем не обязаны отчитываться за это, кроме самой себя. То, что вы описываете, происходило до знакомства с мужем, и значит не имеет к нему никакого отношения. Человек виноват – если он намеренно причинил другому вред, и это – не про вас.

2) Страх потерять хорошее отношение мужа. Кто в вашей жизни раньше менял к вам свое отношение, если вы, по его мнению «неприлично» себя вели? Ваш муж – не этот человек. Ваши мысли о том, как бы он поступил, если бы узнал… (хотя узнавать-то и не о чем) – это всего лишь ваши фантазии, страхи у которых нет оснований. Напоминайте себе об этом.

3) Постоянное обдумывание своего прошлого поведения. Вы пишите, что уже полгода находитесь в «переосмысливании своих прошлых ошибок» — это похоже на навязчивые мысли. Возможно, это происходит так: вы чувствуете какой-то дискомфорт, чувствуете себя неуютно, виноватой и это состояние подталкивает вас к тому, чтобы начать вспоминать прошлое с целью понять причины своего поведения. Эта «мысленная жвачка» не может принести облегчения и ничем помочь. Когда в следующий раз почувствуете беспокойство или вину вместо того, чтобы снова вспоминать прошлое, постарайтесь переключить свое внимание на что-то приятное: займитесь приятным делом, поговорите с кем-нибудь на интересную тему.

То, что вы описываете, это навязчивое состояние – то, что раньше не вызывало беспокойства (или вызывало, но совсем небольшое) вдруг представляется как нечто ужасное и вызывает чувство вины и страха. Думаю, причина того, что ваше состояние именно сейчас обострилось, связано с тем, что вы беременны и особенно привязаны к мужу и, следовательно, страх потерять его хорошее отношение стал сильнее. Важно понять, что это чувство вины – совершенно необоснованно, вы ни в чем не виноваты. И мысли об этом абсолютно бесплодны – они не могут помочь. Почитайте об этом отрывок из книги «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».