Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор
Наименование материала: конспект урока письма в 1 классе
Тема: "Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу"
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: начальное образование

Урок по чтению в 1 классе

Учитель: Березкина Людмила Владимировна

Тема: Мягкий согласный звук

Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу.

Цели: познакомить со звуком

и буквой, которая его обозначает; научить отличать звук

букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют

характеризуют

согласный,

обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя,

что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие

тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных

задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные:

адекватно

используют

средства

различных

коммуникативных задач

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Актуализация знаний

Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по

аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У Н Ы Э («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)

Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец? (Емеля)

Учебник стр. 62

Давайте рассмотрим картинку.

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и

буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук.

[Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком

– Тема урока «Согласный звук

Буква Щ, щ».

Новый материал

Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки.

Давайте в тетрадях по чтению сделаем звуко- буквенный разбор слова щука.

– Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.

– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после

в слове щука ? Но как произносим

? (мягкий)

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам

Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).

– Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов?

– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,

2. Гласный звук 2 слога,

3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Выполним звуко- буквенный разбор слова лещ .

– Как произносится звук

в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте характеристику звука

– согласный, глухой, всегда мягкий).

Обозначение звука буквой

Звук [щ] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ?

Физкультминутка

2. Работа с электронным приложением

Чтение слогов с буквой Щ. (по диску)

Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

Какие слова со звуком

вы услышали?

В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

чу – щу пиши с буквой у.

3.Чтение скороговорок на с.62

Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. на с. 63.

– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

В каких словах есть буква Щ ?

Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на стр. 64

Какие ещё овощи вы знаете?

Определение местонахождения звука [щ’] в словах

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет:

шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы

Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.

– Назовите известные вам шипящие звуки.

– Как пишем чу-щу? Ча-ща?

Краткосрочный план

Урок 135

Обучение грамоте

Школа:

Бескольская средняя школа- гимназия

Раздел

Традиции и фольклор

Тема урока:

Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Дата:

ФИО учителя: Кутырева О.В.

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1.2.2.1 определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста

1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.9.1списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

Развитие навыков:

1.8 Составление рассказа на заданную тему.

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ].

Писать слоги и слова со строчной буквой щ.

Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Большинство учащихся будут уметь:

Слушать и уважать мнения собеседников и правильно передавать свою мысль.

    Списывать с печатного шрифта.

Некоторые учащиеся смогут:

Записывать слоги, слова, предложения с изученными буквами, используя прием комментирования.

Языковая цель:

Трехъязычие: әуестену, увлечение, hobby.

Основные термины и словосочетания:

Звук – буква. Строчная буква, заглавная буква, согласный звук, звук твердый и мягкий,

звук звонкий и глухой.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Как вы понимаете выражение «У каждого человека есть свои вкусы и увлечения»?

Предыдущее обучение

Слово, слоги, ударение, схема предложения, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки. Буквы: Аа, Уу, Ии, Оо, Ыы, М м, Тт, Нн, Лл, Сс. Рр, Ээ, Яя, Цц,Хх.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0-1

Психологический настрой.

Все мы рады встрече, друзья,

Думаю, встретились с вами не зря.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

1-5

Актуализация знаний.

-Қазір қандай сабақ?

- Бүгің нешесі?

- Какие бывают звуки?

- Какие бывают согласные?

- Какие бывают гласные?

Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.

Какие согласные вы знаете?

(Чтение слогов с известными буквами)

Цы, цо, цу, ца,

ха, хо, ху, хы,

Эм, эс, эр, эл

Доска

5-8

Постановка темы урока.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву.

Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)
- Это сказка народная или авторская? (Это русская народная сказка)
- Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

- В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)

Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки" происходит от глагола, сказать". В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

На какой звук начинается это слово?

Звук щ.

А какой это звук?

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема: Звук [щ, ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Что мы будем знать?

Щука предлагает вам отдохнуть.

Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

Вот она какая,
Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите как выглядит лещ.

Составление звукового анализа слов: лещ, щука (в тетрадях)

Шляпа, щеголь, щука, щетка

Найдите в словах одинаковый звук.

Какое слово лишнее? Почему?

Емеля на доске

10-15

Включение в систему знаний.

Работа по учебнику.

К, И) Работа над чистоговоркой. Выделение нового звука Щ.

Выяснение основных характеристик буквы.

(К, И) Звуко-буквенный разбор слов «щука», «борщ».

(К, И) Чтение открытых и закрытых слогов.

(К, И) Артикуляционная гимнастика.

(И) Чтение слов по рядам, вариантам, группам. Деление на слоги, выделение ударного слога.

(П, К) Заучивание правила.

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш , щ и ведро с буквами гласных звуков). Какой из этих букв обозначим звук [щ]?
– Как называется эта буква?
(ща).
– В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв.
– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей).

Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

Хватать, глотать умеют щуки, Другой не нужно им науки.

Что вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой
Щ ?
– Из каких элементов состоит печатная буква
Щ ?

(Д, К) Двигательная физминутка «Раз - подняться, потянуться».

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

(под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три - в ладоши три хлопка, (хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка, (движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать, (движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть, (сесть.)

Раз, два - дружно встали, (встать, шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим, (руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (руки в стороны.)

Заниматься мы начнем, (наклоны вперед с касанием руками носка ноги.

Левая рука - правая нога; правая рука - левая нога.)

С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (приседания.)

И как птички полетели, (побежали по классу.)

Раз, два - выше голова, (шагаем на месте.)

Три, четыре - руки шире! (руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть! (приседания.)

Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх.)

Утро красное придет, (прыжки на месте.)

Учебник

18-28

Работа в прописи.

    Определение элементов строчной буквы щ. Показ написания в анимированной прописи. Прописывание в воздухе под счет.

    Прописывание строчной буквы щ. Правила посадки и положения тетради.

    Запись слогов.

    Составление из слогов слов и их запись. Клещи, вещи, рощи.

    Списывание с письменного текста. В гостях у щуки лещи.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)

Работа по учебнику. (К, И)

Чтение текста сказки «Чудовищная история».

Определение основной мысли.

Составление описания образа чудовища.

Подбор пословицы к сказке.

Педагог организует беседу о возможных играх в гостях, просит придумать свои правила игры, обращая внимание на возраст, количество игроков, место проведения, необходимые вещи.

Трехъязычие: ереже, правило, rule .

(Д, И) Работа в прописи.

    Списывание с печатного текста. Сварила щука борщ.

    Фонетический разбор слов «щуки», «овощи».

Возможный вариант для учителя.

Пропись

41-45

Итог урока.

(К, И) Учитель предлагает детям определить место новой буквы на «ленте букв».

Рефлексивное оценивание. Педагог предлагает учащимся оценить свою работу на уроке при помощи карточек.

«+» - Я - молодец, был активным на уроке, у меня все

получилось, я все понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня не все получалось

на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом.

набор

карточек с

вариантами

рефлексивного

оценивания

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи

ИКТ компетентность

Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего, умеющих читать (им предлагается читать задания к текстам и текст скороговорки).

Учащимся, имеющим уровень готовности ниже среднего, уделить внимание и контроль

(контроль со стороны учителя при выполнении работы в прописи).

Детям, которые испытывают затруднения выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

«+» - Я - молодец, был активным на

уроке, у меня все получилось, я все

понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня

не все получалось на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке.

Мне нужна помощь.

    познание

    самопознание

    казахский язык

    английский язык

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах:

Тема: Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной щ

Знать: что звук щ всегда мягкий согласный.

Уметь: писать строчную букву щ.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Обучать навыкам чтения, умению работать с текстом.

2. Содействовать формированию фонематического слуха, речи учащихся, развивать у детей желание и умение принимать участие в беседе.

3. Воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование: "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Молодцы, ребята!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране АБВГДейке с тетушкой Совой.

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Хвостиков виляет,
Зубаста, а не лает.

IV. Работа над новым материалом.

Какой звук имеет буква Щ?

Что это за звук?

Он впервые у нас. Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работу с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно, наша старая знакомая Сова. Слайд 2.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

А теперь поработаем с новым звуком.

Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Можно ли его спеть?

Как называются звуки, при произношении которых, воздух задерживается? (Согласные.)

Давайте произнесем звук [щ] сначала твердо, а потом мягко.

А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ]. Определите, он глухой или звонкий? (Глухой.)

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (Согласный, глухой, всегда мягкий.)

Посмотрите вокруг и назовите предметы, в которых встречается звук [щ]. Слайд 3.

Сравните звук [й], [ч], [щ].

Что вы заметили? (У звука [й], [ч] появился новый друг.)

Проведем звуковой анализ слов: щука, роща, щавель, щепка. Слайд 4.

Сколько слогов в слове щука, щавель? (2 слога.)

Сколько гласных и согласных букв в слове щепка, роща? (В слове "щепка" 2 гласных и 3 согласных звука)

Сколько букв и звуков в слове щавель? (6 букв, 5 звуков)

Работа с учебником.

Прочитайте слоги с буквой щ в учебнике на странице 56.

Со всеми ли гласными звуками можно встретить букву щ? Почему?

Давайте прочтем стихотворения про щетку, выберем слова со звуком [щ].

Самостоятельно прочтите текст "Щука" на стр. 53.

Ответьте на вопросы текста, подтверждая предложениями из текста.

Где водится щука?

Как двигается щука?

Как говорят про щуку?

Как вы понимаете это высказывание?

Понаблюдайте за словами, в которых встречается буква щ.

Обсудите это со своим товарищем по парте.

Что вы заметили? (Буква щ не дружит с буквами я, ю.)

Какое правила необходимо запомнить?(Ча, ща пиши с буквой А, чу, щу пишу с буквой У.)

Прочитайте и запомните правило на странице 53.

V. Итоги урока.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Что вы узнали про букву Щщ?

I. Повторение.

Чтение «Волшебной таблицы» с буквами X и Ц.

Чтение с доски.

Вот наш дом. У дома сад. В саду растут вишни и малина. За домом дуб. Наш сад мал, но хорош.

II. Работа по теме.

1. Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ).

Артикуляция, характеристика звука.
Вывод: согласный, шипящий, глухой, мягкий.

Придумайте слова с новым звуком.

У меня пропал носок, Утащил его... (щенок). Медведица рыщет,

Медвежат под елкой... (ищет).

4. Доскажи словечко.

Капризные сандалии

Однажды мне сказали. –

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой... (щетки).

5. Запомните слова со звуком [щ], которые встретятся вам в сказке Эдина «Верное средство».

ВЕРНОЕ СРЕДСТВО

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит он по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

-Я знаю верное средство, - щебечет щегол. - Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет...

-Глупости! - прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!

-Да, это средство верное, но помогает только мышам, - серьезно сказал поросенок Персик. - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Не-е-т," я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-ак...

Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

III. Физкультминутка.

Рыбки

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

IV. Знакомство с буквой Щ, щ (картинка).

Разбойница щука

Жить рыбам мешала -

Ловила плотву,

Карасей обижала

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Но как-то однажды

Взяла и пропала...

Видать, на крючок

Рыболову попала!

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем мы щавель на щи,

В поле травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

1.На что похожа буква Щ?

На расческу щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В.Степанов

Место буквы в алфавите.

Игра «Слоговое лото».

Составь слова из слогов: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле.

V.Чтение с доски, печатание.

ща щуки щенок

щу лещи щегол

щи ищу роща

ще чищу чаща

плащ товарищ щавель

плащи товарищи щука

VI.Словарь «Овощи».

Мама принесла овощи. Морковь, картошка, горох, лук, свекла – овощи. Она будет варить щи.

Штриховка (геометрические фигуры по шаблону) .

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?