УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

В условиях перехода к цифровой экономики компании окончательно убедились, что данные - это актив, который важно правильно хранить, обрабатывать, анализировать, используя для принятия решений и построения прогнозов. Эффективность этих процессов обеспечивает единое хранилище, в которое должны быть загружены проверенные качественные данные. Задача их консолидации из разных источников подразумевает сопоставление и синхронизацию справочников в различных ИТ-системах. Именно для этого бизнесу нужны системы управления нормативно справочной информацией (НСИ).

По данным TAdviser, объем рынка систем управления НСИ составляет около 1,5 млрд рублей на конец 2017 года. Спрос на эти решения растет на 20-25% в год - прямо пропорционально росту цифровизации бизнеса. Ускорению динамики способствует рост проникновения облачных сервисов на отечественном рынке (на уровне около 20% в год), а также запуска инициатив по информатизации государства и общества в рамках реализации программы .

Общий путь к цифровизации диктует необходимость в единой базе знаний о клиентах, продуктах и т.д. Для успеха цифровых инициатив нужно эффективно управлять данными, которые прежде необходимо собрать воедино – чтобы сформировать достоверное и корректное предоставление «единой версии правды» для всех структурных подразделений. Соответственно, растет спрос на инструменты для сопоставления и консолидации данных, которые обеспечивают быстрый доступ к информации, независимо от ее источника, анализ закономерностей и отклонений, а также безопасное распространение данных.

В фокусе внимания

Представители бизнеса становятся все более требовательными к качеству НСИ и процессам управления ей. Также вопросы к качеству НСИ возникают и на местах, у специалистов. Чем более резко увеличиваются объемы накапливаемых организациями данных, тем выше требования к производительности информационных систем. Объемы справочников постоянно растут. От современных решений в области управления НСИ ждут возможности поддерживать работу более чем с 1 млрд записей.

Если 10 лет назад, в конце нулевых годов XX века, под задачами НСИ чаще понимался процесс миграции справочников в рамках внедрения учетных информационных систем, то в 2018 году бизнес подходит к задачам управления НСИ более осознанно и структурно, с привлечением функциональных подразделений, непосредственно использующих эту информацию в бизнес-процессах. Происходит уточнение задач, связанных не только с оборудованием и материалами, но и с контрагентами и прочими справочными данными.

Сложившееся положение требует более высокого уровня автоматизации и формализации: все, что может быть «зашито» в четкий автоматизированный алгоритм, должно быть формализовано, т.к. без жестких правил работа с НСИ превращается в хаос. Также вовлечение различных подразделений бизнеса в проекты НСИ увеличивает их длительность. В качестве решения на первый план выходят современные средства автоматизации качества данных с использованием механизмов , - комментирует Баир Данилов, руководитель направления НСИ компании IBS

По состоянию на 2018 год до 75% этого рынка приходится на консалтинг и около 25% занимают лицензии. Такая ситуация обусловлена тем, что помимо непосредственного создания справочника, компаниям необходима его интеграция с другими информационными системами, а для справочников клиентов - с системами защиты персональных данных, отмечают в «Крок ».

Новые тренды

В числе «горячих» глобальных технологических трендов, меняющих рынок НСИ , эксперты IBS отмечают расширение объема управления справочниками, т.е. управление не только основными данными – контрагентами и материалами, но и единым планом счетов, производственными активами и другими необходимыми справочниками для ключевых бизнес-процессов предприятия. Также в фокусе - автоматизация процесса проверки НСИ, в том числе с помощью технологий машинного обучения , разработка единых стандартов ведения контрагентов и материалов, а также создание цифровых экосистем, в которых производители и покупатели могут свободно обмениваться прозрачной информацией о товарах и сделках.

Определяющим трендом остается улучшение . Технологии машинного обучения позволяют проводить более качественную дедупликацию в автоматизированном режиме. В целом развитие заметно меняет ранее сложившиеся подходы к работе с НСИ – повышается эффективность распознавания и корректировки данных, добавляется возможность использовать мультимедийную информацию, делать данные нагляднее и пр.

Сегодня интерес к качеству НСИ демонстрируют не только гиганты экономики, но и компании среднего бизнеса. В IBS отмечают рост количества запросов на проекты НСИ со стороны фармацевтики, пищевой промышленности, машиностроения и сельского хозяйства. В том числе этот интерес подстегивают импортозамещающие инициативы – как раз внедрение НСИ позволяет решить задачу поэтапного и рационального импортозамещения зарубежных решений.

Топ-8 игроков российского рынка систем управления НСИ

Крок IBS SDI Solution «НЦИТ «Интертех» TaskData Ланит ЕАЕ-Консалт Navicon
Выручка по проектам НСИ 2016 135 млн руб. 99,9 млн руб. 63,3 млн руб. 51,9 млн руб. 44 млн руб. 28 млн руб. 11,2 млн руб. 7,5 млн руб.
Динамика выручки по проектам НСИ 2016/2015 13% 6% 32% 50% 90% 10% -10% Рост
Количество проектов НСИ 2017 4 7 7 Завершено 6, в реализации 2 6 5 4
Количество проектов НСИ 2016 В реализации 4, завершен 1 4 7 4 5 3 4
Используемые решения/ платформы Крок НСИ Suite, Talend Platform for MDM, MDM, Informatica MDM , ряд систем Oracle , а также отечественная платформа «Юнидата» SAP , Ataccama, собственная разработка (20%), 1С MDM собственная разработка Semantic MDM. СУБД Microsoft SQL Server , Oracle , PostgreSQL * собственная разработка - программная платформа по управлению систем НСИ Ontologic (зарегистрирована в Реестре российского ПО № 4114 от 11.12.2017);

2. Горно-металлургическая компания - создание Автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации, разработка классификатора МТР, нормализация справочника МТР и справочника контрагентов. Более 2000 пользователей. На базе SAP MDM, SAP PI, SAP Portal, SAP BPM.

3. ФОИВ - Консолидация и очистка полученной информации, интеграция решения в корпоративную ИС. На базе Informatica MDM, Informatica Power Center, Informatica Data Quality, Oracle BPM.

1. Объединенная двигателе- строительная корпорация - «Создание и внедрение Корпоративной системы управления нормативно-справочной информации на платформе Системы управления НСИ «Semantic»

2. Разработка автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации АО «Концерн «Калашников» на платформе системы управления НСИ «Semantic».

3. «Разработка автоматизиро- ванной системы «Управление электронными справочниками предприятия» для нужд ПАО «РКК «Энергия» .

1. Проектирование, реализация и ввод в промышленную эксплуатацию корпоративной системы управления НСИ Группы «Интер РАО» ;

2. Создание Единой системы нормативно-справочной информации Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР, SOCAR);

3. Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией в Компании ЗАО «АБИ Продакт»;

4. Внедрение системы управления НСИ (расширенные справочники) ПАО «ГМК Норильский никель» ;

5. Нормализация Единого справочника МТР и выполнение мэппинга в записях Единого номенклатурного справочника в рамках проекта по внедрению единой концепции управления корпоративной НСИ ПАО «Полюс» ;

6. Создание методико-регламентной базы нормативно-справочной информации в части справочника материально-технических ресурсов и нормализации справочника МТР ООО «Иркутская нефтяная компания» ;

7. Создание Единой системы управления нормативно-справочной информацией основных данных группы компаний «Силовые Машины».

1. Отраслевой центр разработки и внедрения информаци- онных систем (ОЦРВ). Разработана функцио- нальность первой очереди АСОУП-3, в состав которого входит Автоматизиро- ванный комплекс ведения НСИ.

2. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Создание подсистемы управления нормативно- справочной информацией (ПНСИ).

3. Объединенная приборо- строительная корпорация (ОПК). Проект по построению макета системы управления НСИ в рамках реализации проекта «Сетевая интегриро- ванная расчетно- информационная управляющая система» (СИРИУС) - централизо- ванной системы управления закупками ОПК.

1. Развитие автоматизиро- ванной системы ведения НСИ в одном из крупнейших банков России (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, база данных Oracle).

2. Разработка системы ведения НСИ для "Газпромбанк " (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, СУБД Microsoft SQL Server).

КССС 8 очередь - перевод справочников на платформу IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI, контроль качества данных НСИ;

Интеграция КССС с 1С ДО - интеграция справочника Контрагенты с системами 1С в ДО;

КССС-НСИ РРЭМ - перевод и создание справочников РРЭМ на платформе IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI. Используется СУБД Oracle для нижнего слоя хранения и для витрины данных НСИ.

1. Food Union (консолидация отчетности от нескольких филиалов и производств, возможность принимать управленческие решения на основе постоянно обновляющегося набора данных, реализация в облачной среде Microsoft Azure).

2. Газпром Газэнергосеть (автоматизация загрузки агрегированных данных из учетных систем дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в корпоративное хранилище данных (КХД) в центральном офисе).

3. Специализиро- ванный депозитарий «Инфинитум Специализированный депозитарий » (оптимизация бизнес- процессов в части ведения нормативно-справочной информации, оптимизация архитектуры путем создания централизо- ванного хранилища НСИ, устранение дублей и двойного ввода данных)

Самые масштабные проекты по количеству справочников в 2015-2017 1. Проект 1. Объем справочников - более 30.

2. Проект 2. Объем справочников: около 20.

3. Проект 3. Объем справочников - более 200.

1. Проект АО «ОДК» . Объем справочников - более 20.

Интеграция КССС с 1С для SIP - 31 организация Группы ЛУКОЙЛ;

КССС-НСИ РРЭМ - ПАО ЛУКОЙЛ и 4 НГДО

1. Специализиро- ванный депозитарий "Инфинитум" (около 40 000).

Занимаясь масштабными проектами автоматизации и создавая новые информационные системы, мы каждый раз сталкивались с необходимостью реализации подсистемы ведения справочников, классификаторов, реестров и других подобных объектов, составляющих нормативно-справочную информацию (НСИ) заказчика. За 15 лет работы в ЛАНИТ с системами управления НСИ жизнь подкидывала нам клиентов с самыми различными требованиями. И, конечно, на этих проектах возникали разные ситуации. Я расскажу о нескольких поучительных историях, которые с нами произошли. В статье вы найдете примеры, которые будут полезны многим, кто занимается разработкой программного обеспечения. Ну, а тем, кто работает непосредственно с НСИ, будет еще интереснее – своя рубашка ближе к телу.

За иллюстрации отдельное спасибо замечательному художнику Васе Ложкину .

Случай первый. Как загрузить вагон и маленькую тележку

Создание единой системы управления контрагентами для крупной производственной компании со множеством заводов по всей стране и за рубежом.

Цель проекта – создать единую базу контрагентов для всех подразделений. Ведение контрагентов осуществляется на основе заявок, которым присваиваются приоритеты от низкого до срочного. Срочная заявка должна быть обработана экспертами НСИ за 2 часа вне зависимости от разницы во времени между подразделениями.

Живая история
Проект был согласован со всеми заинтересованными сторонами (в этом нас убедило руководство заказчика) и разработан в заданные сроки в соответствии с утвержденными требованиями.

Презентация созданной системы управления контрагентами проходила гладко, пока не встала одна видная женщина – руководитель сибирского филиала – и весьма энергично, с использованием русских идиоматических выражений, довела до сведения собравшихся, что когда к ней приходит железнодорожный вагон под погрузку готовой продукции, она не будет ждать 2 часа, пока кто-то там в Москве рассмотрит заявку на добавление покупателя.

Она не собирается оплачивать простой вагона, пока происходит утверждение заявки, а заведет данные покупателя в систему как есть и отгрузит товар, а московские товарищи могут разбираться потом с информацией о покупателе сколько угодно.

Это заявление было поддержано еще несколькими руководителями филиалов компании, что практически полностью разрушило централизованную методологию ведения единого справочника контрагентов на основе заявок.

В итоге проект был видоизменен таким образом, чтобы все филиалы имели доступ к базе данных контрагентов и могли вносить в нее изменения напрямую, но при этом выполнялся автоматический поиск схожих записей, которые отображались сотруднику филиала, и он принимал решение о необходимости корректировки данных, которые позднее проверялись экспертной группой.

Что мы запомнили: не доверяйте словам руководителей и ответственных лиц со стороны заказчика, что все решения согласованы, все в теме и возражений нет. Выявляйте все заинтересованные стороны проекта и старайтесь выяснить требования к системе и ограничения непосредственно у них.

Случай второй. Как хотим, так и используем

Создание централизованной системы управления клиентами для страховой компании с большим числом филиалов и агентов по всей стране.

Цель проекта – создание сводной клиентской базы для использования в аналитических приложениях. База данных собиралась со всех филиалов, данные выверялись, дополнялись, дублирующиеся объекты устранялись. Количество клиентов в одном филиале – от тысячи до нескольких миллионов. При этом, пересечений по клиентам между филиалами практически нет.

Живая история

После создания сводной клиентской базы она должна была периодически сравниваться с базами данных филиалов для выявления различий, их последующей обработки и загрузки изменений в сводную базу. Прирост клиентской базы между сверками составлял несколько тысяч записей.

Для выполнения сверки был создан специальный модуль, архитектура которого была спроектирована исходя из того, что он должен быстро сравнивать большое количество записей и формировать относительно небольшой XML-файл с изменениями для загрузки. Формат XML был выбран заказчиком.

После внедрения системы мы получили от заказчика сообщение, что модуль сверки работает крайне медленно и формирует для загрузки в сводную базу файл огромного размера, который они ничем не могут открыть.

Что же выяснилось? Заказчик производил начальную загрузку данных из филиалов в сводный справочник. Экспертам эта работа показалась нудной и трудоемкой, и они просто взяли модуль сверки и подсунули ему полные данные нового филиала, которые еще не разу не загружались в сводный справочник.

Модуль сверки, который в соответствии с ТЗ должен был формировать сведения о различиях в количестве нескольких тысяч записей, получил на вход два миллиона записей, и все они в сводном справочнике отсутствовали.

В результате, за несколько часов нечеловеческих усилий модуль сверки все-таки сформировал файл для загрузки, в который вошли все данные филиала. И, да, этот файл был огромным.

Модуль сверки был использован заказчиком не по назначению, но сам факт, что сверка позволяет выполнять начальную загрузку данных, заказчику понравился, и он собирался и дальше работать именно таким образом, только просил значительно ускорить работу модуля и что-нибудь сделать с создаваемым файлом, чтобы его можно было открывать в текстовом редакторе.


На наши возражения, что модуль сверки не предназначен для начальной загрузки данных, заказчик радостно показал ТЗ и спросил, а где это тут написано? Как хотим, так и используем!
В результате нам пришлось вносить изменения в архитектуру модуля сверки с целью обработки больших массивов данных и формирования выходного файла в формате CSV, так как заказчик решительно не захотел отказываться от такого удобного инструмента.

Что мы запомнили: всегда включайте в ТЗ описание ограничений – что ваша система делать не должна. Ну, или создавайте решения, которые учитывают все возможные сценарии использования, что сильно дороже.

Случай третий. Не слонёнок, а слон, да еще и должен летать

Создание централизованной системы ведения НСИ для финансовой организации.

Цель проекта - создание централизованной системы ведения справочников и классификаторов с рассылкой изменений в заинтересованные системы и базы данных. Предоставление доступа внешним системам к справочникам через веб-сервисы нашей системы.

Обычно у заказчиков среднее количество записей на один справочник составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч. Наш недавний рекордсмен – справочник, в котором было 11 млн. записей. Но этот заказчик преподнес нам сюрприз. В его справочнике оказалось свыше 100 млн. записей. Загружали мы его больше суток, т.к. при начальной загрузке выполнялось множество проверок данных. Это не было бы большой проблемой, но заказчик потребовал, чтобы справочник загружался за несколько минут.

В результате нам пришлось сильно изменить порядок работы системы с этим справочником. Фактически, его ведение осуществляется за пределами системы, а мы только предоставляем интерфейс для его использования. Сейчас мы разрабатываем для нашей системы новые способы работы с очень большими справочниками. Надеемся, что заказчику понравится.

Что мы запомнили: в современном мире данных становится все больше, и темпы их роста постоянно увеличиваются. Система должна быть готова к высоким нагрузкам даже там, где они изначально не предполагались. Мы постоянно развиваем наше решение с учетом современных тенденций роста данных и повышения требований к скорости их обработки.

Случай четвертый. Сложный фокус с файлами

Создание централизованной системы ведения НСИ в крупном банке.

Цель проекта – создание централизованной системы ведения справочников и классификаторов с рассылкой изменений в заинтересованные системы и базы данных. Особенность проекта – весьма непростые процессы распространения изменений, затрагивающие множество систем.

Поскольку в дальнейшем мне придется упомянуть наше собственное решение для управления НСИ, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Подробнее о системе NORMA.

Задачи наших заказчиков во многом схожи, и мы решили снизить затраты на программные разработки и сократить время проектов, создав собственную универсальную платформу для ведения НСИ и основных данных (Reference Data Management & Master Data Management). Система существует уже более 10 лет, и все эти годы мы в ЛАНИТ ее активно развиваем.

NORMA поддерживает централизованное и распределенное ведение НСИ. Все данные и метаинформация ведутся с учетом истории изменений и система позволяет просматривать и изменять весь массив НСИ на произвольную дату в прошлом или будущем. Для справочников могут быть настроены процессы согласования и утверждения изменений. В состав системы входит выделенный сервер распространения изменений, который позволяет взаимодействовать с внешними системам через различные интерфейсы и создавать достаточно сложные интеграционные бизнес-процессы (этакий мини BizTalk Server). У нас есть пакеты экспорта/импорта данных, которые умеют выгружать/загружать данные справочников в базы данных и файлы различных форматов. Поддерживается ведение перекодировочных таблиц для внешних систем.

NORMA включает графический построитель запросов и дизайнер отчетов. Кроме работы с собственными справочниками, система позволяет через свой интерфейс просматривать и изменять справочники, которые находятся во внешних, по отношению к ней, базах данных, а также использовать эти справочники в построителе запросов и пакетах экспорта/импорта.

В ответ на возникновение различных событий в системе, например, события внесения изменений в справочник, могут запускаться подключаемые программные компоненты, написанные на C#, которые могут как проверять данные, так и взаимодействовать с внешними системами и, собственно, самой системой NORMA. Практически все функции системы доступны через веб-сервисы.

Система может масштабироваться как вертикально, путем увеличения мощности сервера приложений и базы данных, так и горизонтально за счет использования многоузлового сервера приложений, в котором каждый узел или группа узлов отвечает за выполнение отдельной функции. Для хранения НСИ система может использовать Microsoft SQL Server, Oracle или PostgreSQL.


Обычно при создании справочников и процессов распространения изменений заказчик консультируется с нашими аналитиками, какой инструмент или набор инструментов, предоставляемых системой, лучше использовать для конкретной задачи. В этот раз заказчик сказал, что будет создавать справочники и процессы самостоятельно.

Через некоторое время к нам обратился один из специалистов заказчика с жалобой, что у него не загружаются данные в систему. В подтверждение нам прислали пакет импорта данных, исходный файл с загружаемыми записями и сообщение об ошибке, в котором говорилось, что загружаемые данные имеют неверный тип.

Начинаем разбираться. Крутим пакет и так, и этак, пробуем разные варианты представления исходных данных, но ошибку повторить не можем. Обращаемся к заказчику с вопросами, может быть, у пакета импорта есть подключенные программные компоненты, может быть на справочник наложены какие-то дополнительные ограничения, может быть данные не от этого процесса? На все получаем ответ - ничего такого нет, все должно легко загружаться и раньше работало.


Оказывается, этот пакет импорта был только вершина айсберга. Если кратко и сильно упрощенно, то происходило следующее. Процедура импорта загружала правильные данные из исходного файла в справочник. Исходный файл удалялся. Затем наша система выполняла распространение изменений в несколько баз данных, в одной из которых производилось сравнение собственных данных с нашими изменениями и формировался файл с расхождениями, который возвращался в нашу систему для загрузки. Причем для загрузки этого файла заказчик использовал ту же процедуру импорта, что и для исходного файла. И вот именно в этом файле, сформированном внешней системой, были данные неверного типа. Очевидно, что при анализе исходного файла мы никаких ошибок найти не могли, а про второй файл и развесистый процесс распространения изменений нам ничего не сообщили.

Что мы запомнили: Всегда проверяйте полученную информацию даже если вам говорят, что у нас тут маленькая проблемка, и она вот именно в этом месте, мамой клянусь! Анализируйте проблему в контексте.

Случай пятый. Я привыкаю к несовпадениям

Создание системы управления НСИ в производственной компании.

Цель проекта – создание системы ведения НСИ в управляющей компании со множеством филиалов, заводов и конструкторских подразделений.

В этот раз мы дальше нескольких презентаций не продвинулись. Наша система NORMA очень понравилась технарям. Она закрывала все их существующие проблемы. Дальше пришла очередь показывать систему руководству, и вот тут произошел облом десятилетия. Высокий руководитель посмотрел, послушал и сказал: «Мы тут все работаем на продуктах Apple, у них есть определенный стиль, а ваша система в этот стиль не вписывается. Мы ее даже рассматривать не будем».


Что мы запомнили: заказчики бывают разные, и некоторым вы просто не подходите. Стиль другой.

Подобные истории случаются в различных проектах. Что интересного было в вашей проектной жизни? Что стало для вас неожиданным уроком? Делитесь в комментариях.

Теги: Добавить метки

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.

Когда речь заходит о масштабах и сложности тех или иных информационных систем, обычно приводятся такие характеристики, как число рабочих мест и потоков обрабатываемых документов, общий объем баз данных. Однако в последнее время в качестве интегральной характеристики все чаще упоминают количество и размеры справочников. Несведущим людям это не очень понятно, но специалистам такие сведения говорят о многом. Ведь именно справочные данные (номенклатура товаров и изделий, реквизиты партнеров, поставщиков и клиентов, описание структуры организации и пр.) являются по сути информационным ядром системы управления предприятием, включающей учетные задачи, планирование ресурсов, , САПР и т. д.; они обеспечивают согласованность и консолидацию данных, устраняют избыточность информации и оптимизируют поиск нужных сведений. Кроме того, справочники объединяют все остальные документы системы - счета, договора, приказы и пр. - на протяжении всего ее жизненного цикла.

В настоящее время одна из наиболее важных проблем развития информационных технологий корпоративного уровня - интеграция данных. Довольно часто она понимается как умение работать с различными форматами данных из разных физических источников (в том числе и преобразовывать их из одного формата в другой). Но такое представление - по крайней мере поверхностно. На самом деле согласование и правильное понимание информации невозможно без ее содержательного осмысления с использованием единых справочников.

Рис. 1. Организация работы централизованной службы НСИ

Данная проблема актуальна во всем мире, но ее значение особенно велико для России, и тут можно выделить два момента:

Автоматизация отечественных компаний, как правило, развивалась снизу вверх, путем постепенной компьютеризации отдельных участков и подразделений. Помимо использования различных программно-аппаратных платформ в них применялись и локальные справочники, объединить которые - задача не из простых;

На современном этапе формирования рыночной экономики в нашей стране идут активные процессы слияния, поглощения, формирования холдинговых структур и т. д. В этом случае встают сложные задачи объединения информационных ресурсов, но зачастую уже на уровне законченных систем управления предприятиями.

Мы выделили эти два пункта, чтобы отметить принципиальные различия стоящих за ними ситуаций. В первом случае в общем-то можно говорить просто об ошибках при создании системы - нужно было изначально создавать единую справочную систему предприятия, реализуя методологию проектирования сверху вниз. При объединении же разных предприятий положение намного сложнее, ведь речь здесь идет о независимых компаниях.

Рис. 2. С помощью технологии Ontologic 5.0 можно создать единую систему управления НСИ

Но подобные внутренние проблемы организаций - это лишь надводная часть айсберга! В эпоху глобализации экономики и электронного бизнеса информационные системы предприятий должны общаться с информационными системами партнеров, поставщиков, клиентов. И говорить они должны на понятном друг другу языке. Далее можно было бы перейти и к вопросам государственного управления...

Для иллюстрации значимости справочной информации приведем только два примера.

1. Как известно, около года назад была создана англо-российская компания ТНК-ВР, которая образовалась в результате череды предварительных слияний крупных промышленных компаний (ОНАКО, СИДАНКО, ТНК). Одной из первых задач, поставленных руководством новой компании, была организация единого корпоративного справочника-классификатора материально-технических ресурсов. Это требовалось выполнить еще до определения других направлений разработки интеграционных решений и систем управления. Более того, именно совместная нормативная база должна была помочь формированию единого корпоративного англо-русского менталитета (в компании работают специалисты российской ТНК и английской ВР) и общему пониманию ведения бизнеса.

2. В конце второй мировой войны президент США Рузвельт поставил задачу разобраться в причинах проблем с поставками запчастей на фронт. Проведя необходимые исследования, американцы пришли к выводу, что запасные части в войска отправлялись в количестве, в несколько раз превышающем потребность в них. При этом запчастей по-прежнему не хватало из-за того, что на складах скапливались одни и те же изделия, но обозначенные по-разному и носившие разные названия. В итоге президент издал директиву о создании единой федеральной системы каталогизации предметов снабжения для государственных нужд, и в первую очередь для нужд обороны и безопасности. В последние двадцать лет США ежегодно вкладывали от 2 до 4 млрд. долл. только в реализацию программ стандартизации с использованием модульных структур (аналогов продукции), позволяющих сократить номенклатуру предметов снабжения министерства обороны приблизительно в три раза.

Управление нормативно-справочной информацией

Для обозначения подобной справочной информации в автоматизированных системах управления предприятиями на Западе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM). Однако в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение "нормативная" отражает то факт, что проблема создания справочников корпоративного уровня выходит далеко за пределы собственно предприятия, она должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Можно дать такое определение: НСИ - это условно-постоянная часть всей корпоративной (учрежденческой) информации, в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе деятельности организации. В состав НСИ входят словари, справочники и классификаторы, данные из которых (например, термины, единицы измерения, коды, наименования материалов, контрагентов и т. п.) используются при формировании текущих документов. Так, при формировании в компьютере счета-фактуры наименования материалов, единицы измерения, наименование предприятия-получателя (контрагента), его реквизиты и ряд других полей, как правило, выбираются из справочников, встроенных в систему, а не вводятся вручную.

Чтобы оценить масштабы задач MDM, можно привести такие данные. Для крупных компаний нефтегазового сектора размеры справочников материалов составляют от 100 до 250 тыс. позиций, а по контрагентам - от 3 до 12 тыс. записей.

Вполне очевидно, что вопросы создания и поддержки в актуальном состоянии НСИ выделяются в разряд самостоятельных задач в системе управления предприятием в целом, этим зачастую занимается отдельная служба компании.

По оценкам экспертов, в нашей стране стоимость обработки одной записи НСИ составляет 2-5 долл. (за рубежом - 10-20 долл.). Соответственно стоимость одного проекта по формированию НСИ крупного предприятия можно оценить в 400-1000 тыс. долл. (включая стоимость ПО, консалтинга по внедрению и сопровождения).

Первыми к пониманию необходимости выполнения работ по НСИ как самостоятельной части создания системы управления организацией подошли нефтегазовая отрасль, а также ряд государственных и региональных структур. Сейчас в России выполняется примерно 10-15 крупных проектов по этой тематике, при этом аналитики отмечают быстрое повышение интереса к данным работам со стороны как корпоративного, так и государственного секторов. Для удовлетворения растущих потребностей клиентов нужна выверенная методология реализации подобных проектов.

Проблема создания корпоративной системы НСИ заключается как раз в том, что она не имеет простого решения. Казалось бы, самый разумный способ - использовать готовый набор справочников (международных, государственных, отраслевых). Но дело в том, что пользоваться им конкретному предприятию будет крайне неудобно (они слишком избыточны и не учитывают специфики организации), к тому же создать такую глобальную систему НСИ в полном объеме просто невозможно (подробнее на эту тему см. статью Дмитрия Гулько "Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных и отраслевых систем нормативно-справочной информации", PC Week/RE, N 18/2004, c. 35).

Решение задачи возможно только в виде создания специализированной системы ведения НСИ с применением соответствующих стандартов, методик и программных средств. Фактически в этой работе должны соединяться усилия трех сторон:

Создателей нормативов и стандартов (как государственных, так и отраслевых);

Поставщиков базового ПО;

Системных интеграторов и консультантов, которые все это могут реализовать с учетом отраслевой практики, национальной специфики и т. д.

В советские времена государственные органы очень активно занимались вопросами нормативного регулирования. С началом перестройки произошел провал в этой деятельности, и лишь 5-7 лет назад правительственные структуры опять взялись за эту работу. Уже принято несколько законов и постановлений по данной тематике, и в настоящее время действует несколько государственных стандартных систем классификации продукции и видов деятельности (ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС). Однако каждая из них имеет свое специализированное назначение и не пригодна для использования в чистом виде в отраслевых или корпоративных системах. Западные же системы классификации невозможно применять у нас в силу значительной национальной специфики нашей экономики. В целом нужно отметить, что для упорядочивания ситуации в области корпоративной НСИ желательно более активное участие государственных органов, но при этом не переходящее грань разумного регулирования.

Рис.3. Функциональная схема системы ведения НСИ

Вопросы Master Data Management находятся в поле внимания и поставщиков базового ПО. При этом они подходят к их решению с разных направлений. В первую очередь, естественно, этими задачами занимаются производители ERP-решений, и лидером тут является SAP. Другой пример - разработчики инфраструктурного интеграционного ПО. Тут следует назвать корпорацию IBM - недавнее приобретение ею компании Ascential Software во многом объясняется именно намерением корпорации усилить направление MDM (см. PC Week/RE, N 10/2005, с. 12). И, наконец, нужно сказать о поставщиках систем управления документами (например, Hummingbird). Их присутствие в сегменте MDM объясняется, с одной стороны, опытом решения задач интеграции данных, а с другой - необходимостью использования для управления НСИ интеллектуальных технологий обработки неструктурированной информации.

Что касается системных интеграторов и консалтинговых компаний, то вопросами MDM занимаются в той или иной степени все фирмы, выполняющие крупные проекты по созданию систем управления предприятиями. Некоторые из них ("Интертех", ЛАНИТ, IBS, "Юнит Спейс", "Каталит") имеют специализированные наработки в этой области. Далее мы кратко расскажем о предложениях по построению корпоративных систем НСИ фирмы "Интертех", которая за последние годы приобрела солидный опыт внедрения подобных решений в таких компаниях, как ТНК-ВР, "Татнефть", СИБУР, а также в различных федеральных ведомствах, департаментах правительства Москвы и т. д. Недавно она заключила соглашение о сотрудничестве в сфере MDM с корпорацией SAP (см. PC Week/RE, N 13/2005, с. 49).

Технология построения НСИ от компании "Интертех"

Методология, предлагаемая "Интертех", подразумевает создание единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании (рис. 1).

Ее реализация требует прежде всего разработки и принятия набора стандартов и регламентов ведения НСИ предприятия. В качестве технологической основы построения систем НСИ используется онтологическая модель классификации и кодирования - формального описания объектов учета, основанная на выделении их существенных свойств (рис. 2). Такой подход обеспечивает накопление любого количества непротиворечивой информации и сочетает в себе достоинства иерархической, фасетной, адаптивной и ссылочной систем классификации. В целом данная методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий. Она также включает описание типовых пользовательских запросов, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок, и рекомендации специалистам (экспертам) службы поддержки.

Рис. 4. Основные этапы работ по созданию единой системы ведения НСИ

Собственно система ведения НСИ реализована в виде программно-аппаратного комплекса (рис. 3), в состав которого входят инструменты ведения справочников и классификаторов, средства поиска объектов учета, модули обмена информацией между экспертами и пользователями, механизмы интеграции с внешними приложениями. Его основными интегрированными между собой функциональными подсистемами ПО являются "АРМ пользователя", "АРМ эксперта" и "АРМ администратора". Система в стандартной конфигурации базируется на технологиях Microsoft (ОС - Windows, Web-сервер - IIS, СУБД - SQL Server), но в ней предусмотрена и возможность использования других программных платформ.

Компания "Интертех" разработала также поэтапную методику внедрения системы НСИ предприятия (рис. 4). Лежащий в ее основе подход опирается на ряд основных принципов.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным методам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое; на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы НСИ к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (в том числе системы ERP-класса) и к различным системам классификации и кодирования предполагает ее способность интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, стабильного функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования позволяют обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и степенью "продвинутости" в области информационных технологий, эргономичность дизайна и "дружественность" системных интерфейсов.

Рис. 5. Функциональная модель процесса использования и ведения единой базы НСИ

Для эффективного функционирования единой системы ведения НСИ должен быть разработан комплекс организационно-управленческих решений, предусматривающий четкое разделение ответственности и функциональных обязанностей в соответствии с компетенциями групп персонала компании (рис. 5):

Пользователи - сотрудники компании, использующие те или иные данные из базы НСИ при формировании рабочих документов;

Эксперты - специалисты группы НСИ, отвечающие за формирование и изменение данных в базе НСИ;

Профильные специалисты, хорошо разбирающиеся в отдельных аспектах той или иной нормативно-справочной информации, входящей в их компетенцию по основной профессиональной деятельности. Они участвуют в процедуре согласования добавляемых или изменяемых данных по представлению специалиста-эксперта группы НСИ;

Специалисты технической поддержки - персонал службы автоматизации и ИТ, обеспечивающий обслуживание программно-технических средств системы.

В целом внедрение единой системы ведения НСИ позволяет заказчику решить следующие основные задачи, способствующие повышению эффективности работы всего предприятия:

Создать централизованное хранилище НСИ, функционирующее в рамках единого информационного пространства компании и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета;

Централизовать функции ведения НСИ на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования;

Создать единые регламент и технологическую среду для доступа пользователей к НСИ, ведения экспертами классификаторов и справочников и технической поддержки системы администраторами;

Использовать встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации;

Выполнить внедрение классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющее упорядочить и сократить расходы на ведение нормативно-справочной информации;

Оперативно представлять руководству компании информацию, необходимую для принятия эффективных решений.