Вера Спиридонова
Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т. е. еще в сентябре 2013 года мы должны были, как гласит закон работать по-новому.

Но есть другая дата 1 января 2014 года, которая Приказом от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО » обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО . При этом, Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» , согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного при-ведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ .

Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО , начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016.

Возникает вопрос : На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении ООП ДО?

Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО . Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП ДО. Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу , а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развёрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неё, т. е. можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную про-грамму (п. II.8) .

Программа состоит из двух частей :

1) обязательной части (это комплексная часть программы ) ;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы , которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы , а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы .

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма , а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Структура основной образовательной программы по ФГОС включает все-го три основных раздела :

1) целевой,

3) организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы . И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ; принципы и подходы к формированию Про-граммы).

2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания

1. Целевой раздел включает в себя

1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы , принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ) .

2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.

2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии, а именно : формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.

Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы )

3. Организационный раздел

3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Описание материально-технического обеспечения Про-граммы : обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.

Итак, обобщим

Общее в Программе :

Сохранение вариативности дошкольного образования;

ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу ;

- 2 части ООП : обязательная и вариативная;

Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;

Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;

Комплексный подход;

Основное содержание разделов;

Основные виды детской деятельности;

Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;

Основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда) .

Разница :

Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату) ;

Изменена структура программы , выделены разделы : «Целевой» , «Содержа-тельный» , «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы »

Изменено соотношение объёмов частей программы : 60/40 %;

Изменено количество и название образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;

Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)

По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Голос ребенка особенно ценен : если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.

Анализ основных образовательных программ, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, в очередной раз подтверждает, что уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за вопросы разработки тех или иных локальных актов ОО, в том числе основной образовательной программы, крайне низок. Главная проблема — отсутствие правовой культуры в работе с нормативно-правовыми актами.

Многочисленные мониторинги и контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования, дают право указать на распространённую ошибку образовательных организаций при разработке основной образовательной программы — копирование текста примерной образовательной программы соответствующего уровня образования без последующей «адаптации» под свою образовательную организацию. В документах некоторых образовательных организаций не удаляется даже само слово «примерная» основная образовательная программа (примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т. д.). Обратите внимание, что Закон разводит понятия «Примерная основная образовательная программа» и «Образовательная программа»:

  • примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Вывод 5. Образовательная организация реализует основную образовательную программу (соответствующего уровня образования), а не примерную основную образовательную программу. Проверьте в своих документах!

В ходе разработки примерных образовательных программ с их последующим одобрении Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию при Российской академии образования были использованы первоначальные тесты соответствующих приказов Минобрнауки России, которыми были утверждены ФГОСы соответствующего уровня образования. Однако в образовательные стандарты иногда вносятся изменения, а в примерные образовательные программы, к сожалению, разработчики их не вносят, т. е. на сайте http://fgosreestr.ru/ размещены примерные основные образовательные программы, которые не учитывают изменения ФГОС. К чему это приводит:

  1. Несоответствие названий предметов и предметных областей.
  2. Несоответствие требований к структуре рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин и т. д.).
  3. Вносимые изменения в федеральный государственный образовательный стандарт не отражаются в образовательных программах образовательных организаций (не вносятся изменения в текст самого документа, а также не принимаются локальные акты ОО, которыми вносятся необходимые изменения (приказы, протоколы педагогических советов и т. д.).

Ярким примером является распространённая ошибка в названии предметных областей. Предметная область «Филология» исчезла из стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО ещё 31 декабря 2015 г., но в образовательных программах, учебных планах образовательных организаций данная ошибка допускает и по сей день.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования указано

Вариант 1


В основной образовательной программе НОО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В примерной основной образовательной программе основного общего образования указано

Вариант № 1


В основной образовательной программе ООО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В части 7 ст.12 Закона сказано, что «организации , осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». Таким образом, законодатель указывает на неукоснительное соблюдение требований ФГОС, а про примерные основные образовательные программы сказано «с учётом». Таким образом, ещё раз акцентируем внимание, что первоисточником для образовательной организации является ФГОС.

По вопросу несоответствия в некоторой части примерных основных образовательных программ требованиям ФГОС было направлено письмо в Российскую академию образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобряет примерные основные образовательные программы). В официальном ответе Российской академии образования сказано, что наши «аргументы и сведения, содержащиеся в Вашем обращении, будут приняты к сведению и учтены в дальнейшей работе».

А пока аргументы и сведения не учтены в работе, рекомендуем:

  1. Проверить и привести в соответствие с требованиями ФГОС документы образовательной организации, в которых указывается ссылка на ФГОС соответствующего уровня.
  2. Внести необходимые изменения в соответствии с установленным в образовательной организации Порядке.

Помните! Надзорные органы в своей деятельности руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, а не примерными основными образовательными программами.

А как у вас обстоят дела с точки зрения соответствия документов, разработанных образовательной организацией, относительно учебного предмета «Астрономия»?

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2 . Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся , освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к :

1) структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям ;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4 . Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся .

6 . В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.



7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаютсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий,специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, квалификаций профессиям, специальностям и направлениям подготовки , а также квалификациям, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9 . Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10 . Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека , формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно) разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФГОС СПО ФЕДОСЕЕВА З.А., ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ГБУ ДПО ЧИРПО

2 ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ФГОС ПО ТОП-50 Достижения качества подготовки в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами. Инструменты: - использование лучших практик организации ПО - применение передовых технологий - использование современных требований к кадровому составу - создание современной образовательной среды.

3 КАКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧТЕНЫ? Международные технические и экологические стандарты и регламенты учтены при разработке примерных программ на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций. В процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение понятия «демонстрационный экзамен» и использованы элементы, применяемые при организации конкурсов профессионального мастерства WorldSkills

4 Изменены требования ФГОС СПО по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» ФГОС включает в себя: 1) требования структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ включают в себя общесистемные требования, требования к материальнотехническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации ОП; 3) результатам освоения основных образовательных программ, разработанных в соответствие с профессиональными стандартами, уточненных общих компетенций в соответствии с запросами сферы труда. Приложения: -Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы -Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ОП СПО (ФГОС по специальностям, при наличии осваиваемых профессий) -Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности ОП СПО (требования к знаниям, умениям, практическому опыту по каждому основному виду деятельности)

5 Изменен статус Примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа (ПООП) учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным. Программы, не включенные в реестр, не имеют статуса ПООП Порядок разработки ПООП, их экспертизы, ведения указанного реестра утвержден приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. 594 Реестр ПООП СПО ведет ФГАУ ФИРО на основании приказа Минобрнауки России от 16 июня 2015 г Адрес: Организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности ФУМО СПО (приказ МО и Н РФ от 16 июля 2015 г. N 726)

6 СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Структура программы (при сроке освоения 10 м.) Объем программы в ак. часах (минимум) Общепрофессиональный цикл 180 Профессиональный цикл 972* ГИА 36 Всего 1476 *) включает объем нагрузи по профциклу (в том числе практикам)+ по промежуточной аттестации Структура программы (при сроке освоения 2г.10м.) ОГСЭ цикл 468 М и ЕН цикл 144 Общепрофессиональный цикл 612 Профессиональный цикл ГИА Объем программы в ак. часах (минимум) 1728* 216 ВСЕГО 4464

7 ССЫЛКИ ФГОС СПО НА ТРЕБОВАНИЯ ПООП Соотношение инвариантной и вариативной части (с учетом ПООП п.2.1 ФГОС) Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) и практик образовательной программы (с учетом ПООП п.2.3 ФГОС) Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена (с учетом ПООП п.2.8 ФГОС по профессии, п.2.9 ФГОС по специальности) В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП (п ФГОС). Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП (п ФГОС).

8 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы наличие обязательной и вариативной частей обязательная часть направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО (80 % - ППКРС, 70 % - ППССЗ) вариативная часть дает возможность расширения основных видов деятельности, освоение которых приводит к получению квалификаций, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда (20 и 30 %) Суммарный бюджет времени не может быть менее объемов указанных во ФГОС

9 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы Определение срока освоения программы (п.1.10, 1.9) ФГОС, в зависимости от базы приема на обучение Рассмотрение сочетания квалификаций(п.1.11 (1.12), из которых выбирается одно из предложенных во ФГОС Рассмотрение перечня квалификаций, из которого выбирается одна или две, в рамках соответствующего модуля по специальности СПО Требования к наличию в программе ряда дисциплин, обозначенных ФГОС, ПООП Включение демонстрационного экзамена в структуру ГИА (п.2.8 по профессии, п.2.9 по специальности) Обязательность обеспечения возможностей реализации программ для лиц с ОВЗ (включение в структуру программы адаптационных курсов п. 2.6 ФГОС)

10 ТРЕБОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРУЕМОЙ ПРОГРАММЫ Формирование номенклатуры дисциплин и модулей с учетом зачетных единиц (1 зач. ед =32-36часов) Объем образовательной программы по циклам включает: нагрузку во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную работу (п. 2.4 ФГОС) теоретическое обучение и практику (в том числе и преддипломную (для специальностей), курсовые работы (проекты)) промежуточную аттестацию, консультации. Объем нагрузки на практики составляет не менее 25% времени отводимого на профессиональный цикл;

11 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы не используется понятия «максимальный объем учебной нагрузки» (не более 54 часов) и объем «обязательных аудиторных занятий» (не более 36 часов) введено понятие «объем образовательной программы» рассчитано исходя из 36 часов в неделю Объем самостоятельной работы не может превышать более 20% (для профессии) или 30% для специальности Время отводимое на СР обучающихся, не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии, но входит в объем часов учебного плана. Учебные занятия + практика составляют > 80% / 70 % (профессии / специальности)

12 Требования к условиям реализации образовательной программы (5 видов требований) Общесистемные требования, Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ПООП Требования к учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, с учетом перечня указанной литературы в ПООП В части требований к кадровым условиям наличие опыта профильной профессиональной деятельности у 25 % педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональных компетенций Финансовое обеспечение не ниже базового норматива

13 СВОБОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОП СПО Определять соотношение инвариантной и вариативной составляющей Определять номенклатуру учебных дисциплин и профессиональных модулей инвариантной части, адаптационных дисциплин Определять объем нагрузки на практики Выделять содержание обязательного минимума лабораторных и практических работ Выделять учебную нагрузку на промежуточную аттестацию, консультации Планировать реализацию ОП, только по тем видам деятельности(модулям), которые определяют выбранную образовательную траекторию и необходимы для обеспечения квалификации (таблица 2 р. 3 ФГОС)

14 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОО определяется направление использования вариативной части; выявляются дополнительные основные виды деятельности, компетенции, востребованные на региональном рынке труда; разрабатываются спецификации по профессиональным компетенциям; формируются дополнительные элементы программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; разрабатываются программы практик; разрабатываются учебный план и график учебного процесса; формируется фонд оценочных средств; утверждается программа руководителем образовательной организации.

15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Сведения из ФГОС Присваиваемые квалификации Форма обучения Срок освоения программы на базе среднего общего образования и на базе основного общего образования

16 ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общий объем ОП, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается: на 2952 ч. (для профессий СПО) на 1476(для специальностей) К общеобразовательному циклу не предусматривается самостоятельная работа Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г) Период изучения учебных дисциплин, объем консультаций определяется самостоятельно образовательной организацией Промежуточная аттестация проводится по русскому языку, математике и по 1 дисциплине из числа профильных

17 ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВОДИМОГО НА ПРОМЕЖУТОЧНУЮ И ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИИ Установление форм, периодичности, порядка проведения текущего, промежуточного контроля относится к компетенции ОО. В каждом семестре необходимо предусмотреть не менее 1 экзамена, но не более 8 в учебном году. По усмотрению ОО промежуточная аттестация по ПМ может проводиться в виде ДЭ. ГИА включает в себя: для профессий ДЭ для специальностей ДР (ДП) ДЭ включается в виде госэкзамена. Объем времени ИГА устанавливает ФГОС.

18 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ При реализации ОП предусмотрены учебная и производственная практика УП и ПП планируются в рамках ПМ и могут быть организованы как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено. ПП включает практики: по профилю специальности и преддипломную. Преддипломная практика является завершающей, ее длительность не может превышать 144 часа (письмо МО и Н РФ от) Конкретное распределение времени на практику определяется ПОО самостоятельно

19 ПЛАНИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ Цели вариативной части: -расширение основных видов деятельности и получение новой квалификации -углубление подготовки в рамках получаемой квалификации -получение дополнительных компетенций Вариативная часть планируется от общего объема программы. В зависимости от указанных во ФГОС сроках, объем вариативной части будет меняться: 10 мес.-не менее 288ч. 1,10мес.-612ч. 2,10мес ч. 3, 10мес ч. В часы вариативной части включается промежуточная аттестация, консультации.

20 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. УМК Раздел 2 Программы профессиональных модулей Программа профессионального модуля Раздел 3 Программы учебных дисциплин. 1. Программа учебной дисциплины Раздел Фонд оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе 4.2 Типовые задания для ГИА

21 СТРУКТУРА УМК Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к результатам освоения образовательной программы 3. Содержание требований к структурным элементам программы 4. Методическая документация, определяющая структуру и организацию образовательного процесса 5. Приложения (в которых размещаются программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, согласно учебному плану и набор КИМ по ПООП)

22 ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ Раскрыты и уточнены общие положения: -Нормативно-правовые документы -Особенности организации учебного процесса и режим занятий -Общеобразовательный цикл -Обязательная часть содержания программы СПО -Распределение вариативной части и ее особенности -Порядок и формы проведения аттестации -Порядок и формы организации самостоятельной работы -Перечень и особенности освоение профессий рабочих, предусмотренных в рамках реализации программы -Др. элементы, описывающие сущностные характеристики учебного процесса

23 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Перечень общих компетенций 2.2 Перечень профессиональных компетенций 3. Содержание требований к структурным элементам программы 3.1 Спецификация профессиональных компетенций 3. 2Спецификация общих компетенций 3.3 Конкретизация требований к структурным элементам программы Конкретизация требований к ПМ Конкретизация требований к ОПД Конкретизация требований к дисциплинам по циклам

24 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1 Учебный план 4.2 календарный учебный график 4.3 Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы 4.4 условия реализации образовательной программы Требования к кадровому составу реализующему ООП Требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса


РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОГРАММАМ ТОП-50 И АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФГОС Станулевич Ольга Евгеньевна - ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования

Царькова Елена Анатольевна зам. начальника Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Email: [email protected] Е.А. Царькова, зам. директора Центра развития профессионального образования Московского государственного политехнического университета, к.п.н. Структура нового макета ФГОС СПО

Министерство образования и науки Российской Федерации Актуализация ФГОС СПО Алферова И.А. председатель краевого УМО по УГС СПО 38.00.00 Министерство образования и науки Российской Федерации Черноскутова

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (ГАПМ имени Н.П.

Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС включает в себя: требования структуре основных образовательных программ (в том числе

Структура новых ФГОС. Примерная основная образовательная программа Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРОПТ ЦПО Самарской области Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Особенности разработки и апробации рабочих основных образовательных программ, УМК и КИМ Образовательные программы, УМК и КИМ: мониторинг и доработка в процессе апробации О.Ю. Говорова, заместитель директора

Министерство образования и науки Российской Федерации О направлениях государственной политики в сфере среднего профессионального образования. Актуализация ФГОС СПО Попова Т.С. Департамент государственной

Разработка учебного плана основной программы для ФГОС по ТОП-50 Станулевич Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета,

Разработка проекта учебного плана образовательной организации в соответствии с новым ФГОС Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРПТ ЦПО Самарской области Нормативно-правовая база Федеральный закон

Новый макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ФГОС СПО 4 Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 15 Система менеджмента качества 03-02-2014

Методические материалы по проектированию основных профессиональных образовательных программ СПО по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям Оглавление 1 Определение общих положений

УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж 21» по программе

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена ГПОБУ «Республиканский инженерный колледж имени С. Орджоникидзе»

Настоящее положение, разработанное на основе: Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования РФ, в соответствии с Письмом Минобразования

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Утверждаю Директор ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «КАЛУЖСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А.Т. КАРПОВА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров в ДПО Руководителям органов исполнительной власти субъектов

Пояснительная записка 1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена разработан на основе Федерального закона «Об образовании в Российской

Министерство образования и науки Российской Федерации Утверждаю Ректор В.И.Гришин УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Смоленский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова наименование образовательного

ПОЯСНЕНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО по программе базовой подготовки Квалификация - медицинская сестра / медицинский брат Форма обучения

Утверждаю Директор ГАПОУ КузТАГиС С.Н.Нифонтов ФИО «28» августа 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования Государственное автономное образовательное учреждение

Локальный акт 1.25 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и согласования основных профессиональных образовательных программ государственного образовательного учреждения начального профессионального образования

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОП СПО Настоящий учебный план образовательной программы среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославкой области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» ПОЛОЖЕНИЕ 02.09.2014 г. Тюмень УТВЕРЖДЕНО Приказом от

1. Пояснительная записка Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ГБПОУ МО «Сергиево- Посадский колледж» разработан на основе Федерального

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская 20 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного профессионального

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по теоретическому обучению Емельяновского дорожностроительного техникума Е.М. Самохвалова УТВЕРЖДАЮ: Директор Емельяновского дорожно-строительного техникума В.П.Калачев

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская/ «01»августа 2017 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский промышленно-экономический колледж У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

СОГЛАСОВАНО 2017г УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОАУ «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства» Мельникова Е.И. 2017г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, срок получения СПО по ППССЗ: 1 года 10 месяцев, год начала подготовки 2018 Распределение по курсам и семестрам Формы промежуточной

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Санкт- Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДЕНО Решением Советом, колледжа, Протокол/^ 1 от 18.0.1. 2016г. Директор;

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП)

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа В.Ю. Лобов

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОО Настоящий учебный план государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Владимирский экономико-технологический

Министерство образования и науки Российской Федерации УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж» ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.9. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

Содержание 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативный срок освоения программы и присваиваемая квалификация 1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1. Пояснительная записка 1.1 Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена 1. Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.09

Утверждаю Директора ГПОУ ЯО Ярославского торгово-экономического колледжа Н.В.Костерина 2015г. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославского

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОПОП Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Автономной некоммерческой

1.4. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) определяется соответствующим федеральным государственным

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.