Для ведения бухучета предусмотрены балансовые и внебалансовые счета. Первые ведутся для отражения наличных и безналичных денег, привлеченных средств, расчетов, доходов и расходов, прибылей и убытков.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях открываются для учета:

  • материальных ценностей (МЦ), не являющихся их собственностью, а находящимся во временном пользовании (к примеру, основные средства, взятые в аренду или безвозмездно; объекты, взятые в переработку или для ответственного хранения и др.);
  • БСО, путевок в санатории, дома отдыха;
  • обязательств, находящихся на стадии ожидания выполнения.

Забалансовые счета в бюджете: общие положения

Бюджетный учет МЦ за балансом осуществляется простым способом: поступление подлежит отражению по дебету счетов, выбытие – по кредиту. Корреспондирующие записи при их использовании не применяются. Бюджетные организации могут открывать дополнительные внебалансовые счета, чтобы собирать информацию, необходимую для управленческого учета и внутреннего контроля сохранности имущества.

Учет имущественных объектов за балансом производится по тем же первичным документам и регистрам, которые используются в учете МЦ на балансе. Инвентаризация забалансовых средств проводится также, как по объектам на балансовых счетах.

Забалансовый счет 01 в бюджетном учете

Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.

Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:

  • имущественные объекты получены в аренду - Дт 01 (12 500 руб.);
  • произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).

Основаниями для проведения операций явились арендный договор и приемопередаточный акт.

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

09 забалансовый счет в бюджете

Счет используется для учета запчастей на транспорт, выдаваемых вместо изношенных деталей. Так осуществляется контроль использования запасных частей (п.349 Инструкции № 157н). Конкретный список МЦ определяется в учетной политике организации.

На счете детали указываются в момент их выбытия с баланса на ремонтные работы по транспорту. Учет ведется на всем периоде их эксплуатации в составе ТС. Выбытие осуществляется по приемопередаточному акту произведенных ремонтных работ.

17 и 18 забалансовые счета

Эти забалансовые счета в бюджетных учреждениях применяются при поступлении и выбытии денег на счетах.

Забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений от:

  • бюджета (федерального, регионального, муниципального);
  • ГРБС.

Счет 18 используется при выбытии данных средств и восстановлении таких выбытий.

Забалансовый счет 20 в бюджетном учете

Предназначен для учета сумм, по которым не предъявлялись требования и которые не подтверждены инвентаризацией в течение срока исковой давности со времени произведения списания долгов.

Списание производится по решению инвентаризационной комиссии в порядке, определенном ГРБС.

Забалансовый счет 21

Применяется при калькуляции ОС стоимостью, не превышающей 3 000 руб., кроме недвижимости и объектов библиотечного фонда (п.373 Инструкции № 157н).

Основные средства на забалансовом счете в бюджете берутся в учет по первичному документу, которым подтвержден их ввод по условной оценке или по балансовой стоимости в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой бюджетной организации.

Перемещение в пределах учреждения ОС на забалансовых счетах показывается по первичной документации. В этих целях изменяется материально ответственное лицо и (или) склад.

Выбытие ОС осуществляется по приемопередаточному акту или акту списания по стоимости принятия их на забалансовый учет.

Забалансовый счет 22

Используется при поступлении МЦ от поставщика до получения извещения и ксерокопий документации на них. Эксплуатировать поступившее имущество можно только по разрешению уполномоченного исполнительного органа власти, ГРБС.

Бюджетные учреждения используют и иные забалансовые счета бюджетного учета: 2-6, 8, 11-16.

Зачем нужны забалансовые счета 17 и 18 и к каким счетам их открывать? Как вести аналитику на забалансовых счетах в разрезе кодов бюджетной классификации? Узнайте, как зафиксировать данные в справке к балансу.

Почему важны забалансовые счета 17 и 18 и что на них отражать

На счетах 17 и 18 бухгалтер должен отразить дополнительные аналитические данные по операциям с денежными средствами в разрезе кодов бюджетной классификации РФ. Эти сведения необходимы, чтобы раскрыть информацию о деятельности учреждения в отчетности.

  • Важная статья:

Забалансовый счет 17 применяют для учета денег, которые поступили или возвращены:

  • на банковские счета учреждения, в том числе на банковские счета ПБС, предназначенные для зачисления денег главным распорядителем или распорядителем;
  • в кассу учреждения;
  • на лицевой счет учреждения, открытый ему казначейством или финансовым органом.

Выбытие средств фиксируют на счете 17 со знаком «минус».

Не учитывают на счете 17 суммы возврата расходов текущего финансового года и остатков неиспользованных субсидий и грантов прошлых лет в бюджет.

Напомним, что с конца 2016 года на счете 17 показывают суммы возвратов расходов прошлых лет, не связанные с дебиторской задолженностью. Например, если декларацию по налогу на имущество за прошлые годы уточнили и налоговики вернули учреждению излишне уплаченный налог.

Забалансовый счет 18 предназначен для учета денег, которые выбыли или восстановлены:

  • с банковских счетов учреждения;
  • с лицевого счета учреждения, открытого ему органом федерального казначейства или финансовым органом;
  • из кассы учреждения.

Возврат выплат источников финансирования дефицита бюджета (кроме денег) на счете 18 отражают со знаком «минус».

Какие КБК применить

В Инструкции № 162н нет указаний, как применять коды бюджетной классификации при формировании данных на забалансовых счетах. Но, чтобы составить достоверную бюджетную отчетность, на счетах 17 и 18 нужно отразить:

  • коды вида, подвида доходов бюджета, КОСГУ - по доходам;
  • коды раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов и КОСГУ - по расходам;
  • коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета и КОСГУ - по источникам финансирования дефицита бюджета.

Разберем структуру забалансовых счетов (схема).

Схема. Аналитическая структура забалансовых счетов 17 и 18

Средства, которые поступили во временное распоряжение, не считаются доходами учреждения. Поэтому, когда они поступают или выбывают, в счетах 17 и 18 доходные и расходные коды КОСГУ не указывают. Используют коды источников финансирования дефицита:

  • при поступлении отразите увеличение счета 17 по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ;
  • при выбытии - увеличение счета 18 по статье 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ.

Таблица. Счета, к которым открывают забалансовые счета 17 и 18

Номер счета*

Для чего применяют

Для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета операций со средствами по бюджетной деятельности (если проводят такие операции через банк), операций на счетах, открытых в кредитных организациях, со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета средств, перечисленных учреждению на счета либо со счетов в банке, по бюджетной деятельности в текущем периоде, но полученных им в следующем отчетном периоде, а также средств, переведенных с одного счета на другой для конвертации валюты

Для расчетов по аккредитивам по бюджетной деятельности в валюте РФ и иностранной валюте

Для учета средств по бюджетной деятельности в иностранной валюте на счетах в банке

Для учета наличных денег

Для учета расчетов с казначейством или финансовым органом соответствующего бюджета по операциям с наличными деньгами

Для учета денежных расчетов с прочими кредиторами

* К счету 1 304 05 000 учет на счетах 17 и 18 вести не нужно. Так как на счете 304 05 учитывают не денежные средства, а состояние расчетов между финансовым органом, учреждением и контрагентами или бюджетом.

В какие формы отчетности попадают показатели забалансовых счетов

Учитывают забалансовые счета 17 и 18, когда формируют:

  • справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503130);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);
  • отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Справка по форме 0503130

Обороты по счетам 17 и 18 фиксируют в справке к балансу (ф. 0503130) в разрезе кодов классификации доходов, расходов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов - это строки 170-182.

По забалансовому счету 17 указывают в строках:

  • 171 и 173 - итоговые суммы по доходам, иным поступлениям - источникам финансирования дефицита бюджета;
  • 172 и 173 - итоговые суммы по расходам, в том числе по возвратам расходов прошлых лет, выплатам между учреждением и обособленными подразделениями или между обособленными подразделениями.

По забалансовому счету 18 строки 181 и 182 заполняют в разрезе итоговых сумм по расходам с учетом возвратов текущего года и выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета. Если возвраты расходов текущего года по кассе ПБС больше, чем сами расходы, показатели по строке 181 приводят со знаком «минус».

Покажем на примере, как отразить в справке операции по забалансовым счетам 17 и 18.

Пример:

В течение года бухгалтер казенного учреждения «Альфа» делал в учете такие записи:

Бухгалтерская запись

Сумма

дебет

кредит

По забалансовому счету 17

Возврат аванса, полученного за платные услуги одновременно по забалансовому счету

130 1 205 31 560 130 1 17 130

000 1 210 02 130

5000 -5000

Пересчет налога на имущество за прошлый год. Возврат излишне уплаченного налога на имущество одновременно по забалансовому счету

851 1 401 20 290 000 1 304 05 290 851 1 17 290

851 1 303 12 730 851 1 303 12 730

-10 000 10 000 10 000

По забалансовому счету 18

Возврат аванса за прочие услуги, уплаченного в текущем году в рамках бюджетной деятельности одновременно по забалансовому счету

244 1 304 05 226

244 1 206 26 660 244 1 18 226

3500 -3500

На основании данных забалансового учета бухгалтер подготовил справку (см. образец).

Образец. Фрагмент справки к балансу

Забалансовые счета 17 и 18 в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127)

В разделе 1 доходы бюджета и дебиторскую задолженность прошлых лет в графе 6 формируют по данным забалансового счета 17 со знаком «плюс». А возврат излишне полученных доходов - со знаком «минус».

В разделе 2 указывают коды по расходам, детализированные по группам (подгруппам), КВР, кодам составных частей бюджетной классификации. Коды КОСГУ фиксировать не нужно. Данные берут по счету 18. При этом в графе 7 поступления от возвратов расходов текущего года отражают со знаком «минус». А расходы текущего года - со знаком «плюс».

В разделе 3 данные по счетам 17 и 18 в графах 520 и 620 отражают со знаком «плюс».

Забалансовые счета в государственных учреждениях

Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее - з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход - по кредиту, без корреспонденций.

З/с нужны:

  • для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
  • для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
  • для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.

Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.

Как делать проводки по счетам 17 и 18

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее - ДС).

Применение счета 020100000

Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

Наименование счета

Синтетический счет объекта учета

коды счета

синтетический

аналитический

ДС на лицевых счетах учреждения в органе казначейства

ДС учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

ДС учреждения в органе казначейства в пути

ДС учреждения в кредитной организации

ДС учреждения в кредитной организации в пути

ДС учреждения на специальных счетах в кредитной организации

ДС учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации

ДС в кассе учреждения

Денежные документы

Все типовые проводки по счетам приведены в инструкциях к частным планам счетов - приказы Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, от 06.12.2010 № 162н, от 23.12.2010 № 183н.

Применение счета 021003000

Счет 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» используется как промежуточный счет при операциях движения денег с лицевых счетов в кассу и наоборот, а также при использовании работниками учреждения банковских карт. Посмотрим это на примерах проводок.

Одновременно с проводками по счетам 020100000 и 021003000 учреждение должно вести забалансовый учет движений ДС по счетам 17 «Поступления ДС» и 18 «Выбытия ДС». На схеме отражены случаи применения этих з/с.

Рассмотрим примеры применения счетов 17 и 18.

Пример 1

Учреждение получило субсидию на выполнение гос. задания 75 000 руб. Из них 20 000 руб. было выдано подотчетному лицу через кассу для оплаты услуг сторонней организации, 17 000 руб. было переведено на банковскую карту и также потрачено подотчетником на покупку материалов. В бухгалтерском учете сделаны следующие записи.

Название операции

Сумма, руб.

На лицевой счет поступила субсидия

020111510,

з/с 17

020581660

На основании заявки на выдачу наличных с лицевого счета списаны 20 000 руб.

021003560,

з/с 17

020111610,

з/с 18

Наличные по чеку получены в кассу учреждения

020134510,

з/с 17

021003660,

з/с 18

Выданы из кассы наличные подотчетнику на оплату прочих услуг

030226830

020134610,

з/с 18

На основании заявки на выдачу ДС с лицевого счета на счет в кредитной организации списаны 17 000 руб.

021003560,

з/с 17

020111610,

з/с 18

Материалы оплачены банковской картой учреждения

020834560

021003660,

з/с 18

В следующем примере покажем отражение некассовых транзакций.

Пример 2

Учреждение оказывает платные услуги населению. В текущем месяце доход по таким услугам составил 187 000 руб. Выплаченная зарплата работникам составила 113 000 руб. Также учреждение понесло расходы на транспортные услуги, которые были оплачены через подотчетника, в размере 15 000 руб., а также были оплачены прочие работы, выполненные сторонней организацией в прошлом месяце на суму 23 000 руб. В бухучете были сделаны следующие записи.

Название операции

Сумма, руб.

На лицевой счет поступили доходы от коммерческой деятельности

020111510,

з/с 17

020531660

Выплачена зарплата

030211830

020111610,

з/с 18

Перечислены ДС подотчетнику на оплату транспорта

020822560

020111610,

з/с 18

Оплачены прочие работы

030226830

020111610,

з/с 18

Проводки по счетам 17 и 18 являются базой для составления некоторых форм отчетности государственных учреждений. В соответствии с приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н данные этих счетов используются:

  • в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчете о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • справке к балансу (ф. 0503730) о наличии имущества и обязательств на з/с.

А для учреждений, попадающих под действие приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, данные этих счетов используются:

  • в отчете о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127);
  • отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • справке к балансу (ф. 0503130) о наличии имущества и обязательств на з/с.

Отметим также, что в конце финансового года остатки по счетам 17 и 18 обнуляются.

Итоги

Записи по з/с 17 и 18 должны быть сделаны, если в учете имеют место операции, затрагивающие счета учета ДС и счет расчетов с финансовым органом по наличным ДС. К забалансовым проводкам не применяется метод двойной записи, то есть поступления отражаются только по дебету, а выбытия - по кредиту. Забалансовый учет движения ДС помогает контролировать эти активы, а также позволяет вести детальную аналитику, что необходимо для составления некоторых форм отчетности.

Следует ли учитывать на забалансовом счете предметы, входящие в основной фонд школьного музея? Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете ? Отражаются ли на забалансовом счете объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей? В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете ? Могут ли стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем? Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений? Вправе ли учреждения вводить дополнительные ?

Следует ли учитывать на забалансовом счете 01 предметы, входящие в основной фонд школьного музея?

Поскольку такие предметы не отражаются на балансе учреждения, для обеспечения их сохранности целесообразно вести их учет на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование. Согласно последним изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н в п. 333 Инструкции № 157н , помимо объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное и возмездное (кроме финансовой аренды) пользование, на забалансовом счете следует отражать объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат учету на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея (в нашем случае речь идет о школьном музее) не допускается. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию. В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов ведется инвентарная книга.

С учетом новшеств, введенных в п. 333 Инструкции № 157н, а также в целях контроля за сохранностью и движением предметов, составляющих фонд школьного музея, по мнению автора, целесообразно вести учет таких объектов на забалансовом счете .

Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете 01?

Отражаются ли на забалансовом счете 01 объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?

Да, такие объекты следует отражать на забалансовом счете .

Обоснование. Принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000) отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов.

Одновременно с этим информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах (п. 3, 332 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного объекты недвижимости, находящиеся у учреждения в пользовании до регистрации, следует отражать на забалансовом счете . При этом отметим, что эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.

Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:

1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;

2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.

Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).

Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.

Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.

В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04?

В момент принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета.

Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Положения указанного пункта приведены с учетом последних изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н (далее – Приказ № 16н).

До внесения изменений на забалансовый счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.

Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. То есть теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса.

Также стоит отметить, что принятие к учету на забалансовый счет списанной с баланса задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется при наличии оснований для возобновления процедуры ее взыскания. Если же такие основания отсутствуют, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается. Данное уточнение было добавлено Приказом № 16н в п. 339 Инструкции № 157н.

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, задолженность подлежит списанию с забалансового счета .

Могут ли основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем?

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается его учредителем. При составлении таких перечней учитывается не только стоимость объектов имущества, но и их значимость. К примеру, в перечень особо ценного имущества включаются объекты, без которых осуществление бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. При этом не имеет значения стоимость таких объектов.

При отнесении отдельных основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно в состав особо ценного движимого имущества списание таких объектов подлежит согласованию с учредителем.

Обоснование. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н забалансовый счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Порядок № 538).

В силу п. 2, 3 указанного порядка перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В отношении автономных учреждений перечни особо ценного движимого имущества определяются:

а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества (п. 4 Порядка № 538):

1) движимое имущество, которого:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – от 50 000 до 200 000 руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

С учетом вышеизложенного основные средства стоимостью до 3 000 руб. могут быть включены в состав особо ценного движимого имущества не по критерию стоимости объектов, а по критерию значимости для ведения основных видов деятельности учреждения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Исходя из этого, а также с учетом особенностей списания федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, бюджетному (автономному) учреждению необходимо согласовывать с учредителем списание с забалансового счета 21 основных средств, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем.

Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений?

Нет, не нужно.

Обоснование. Порядок применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» определен соответственно п. 365 и 367 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Кроме того, указанный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет.

Забалансовый счет 18 открывается также к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000, 0 304 06 000 (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

До внесения в п. 365, 367 Инструкции № 157н изменений Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н необходимо было в конце года осуществлять операции по заключению показателей по забалансовым счетам 17 и 18 со знаком минус.

С принятием изменений такие положения исключены. Следовательно, теперь заключительные операции по указанным счетам не производятся.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

    топливных карт;

    периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

    материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Забалансовые счета 17 и 18 отражают поступления и выбытия денежных средств на счетах учреждения. В связи с тем, что в Инструкции № 157н приведено достаточно общее описание, на практике возникает много вопросов по их применению. Главный из них – как отражать уменьшение показателя, по кредиту счета или по дебету со знаком «минус». Рассмотрим его с точки зрения общей методологии бухгалтерского учета.

Что учитывается

Забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения». В соответствии с п. 365 Инструкции № 157н забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета, а также на лицевые счета бюджетного или автономного учреждения - получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом).

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения и по видам поступлений (п. 366 Инструкции № 157н).

Проще говоря, на забалансовом счете 17 должны учитываться поступления на счет учреждения денежных средств в рамках операций по доходам в разрезе кодов КОСГУ (120, 130, 140, 180, 410-440), а также уменьшение этих поступлений вследствие:

  • возврата контрагентам ранее полученных доходов;
  • уплаты налогов, относящихся в уменьшение доходов (налог на прибыль организаций, НДС);
  • перечисления в доход бюджета сумм возвратов дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств (при исполнении бюджетной сметы).

Забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Этот счет является парой к счету 17. Но если тот предназначен для учета доходных поступлений, то на забалансовом счете 18 отражаются выплаты денежных средств (восстановления выплат) с банковских (лицевых) счетов учреждения в результате операций по расходам (п. 367 Инструкции № 157н).

Иными словами, на забалансовом счете 18 фиксируются перечисления денежных средств по кодам групп 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ, а также их возвраты.

Для чего это нужно

Согласно требованиям Инструкции № 33н учреждение в составе форм бухгалтерской отчетности должно представлять Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Эта форма отражает движение денежных средств в разрезе кодов КОСГУ.

В то же время можно заметить, что счета по учету денежных средств 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 201 27 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», 201 34 «Касса» привязки к кодам КОСГУ не имеют.

Поэтому в дополнение к балансовым счетам были введены забалансовые счета 17, 18. Операции с денежными средствами одновременно отражаются и на балансе, и на забалансе.

Как вести учет

Согласно п. 332 Инструкции № 157н учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Это означает, что увеличение показателя отражается по дебету счета, а уменьшение - по кредиту. Счета не корреспондируют ни между собой, ни с другими счетами.

Ни у кого не вызывает сомнений, что поступления средств по доходным операциям отражаются по дебету забалансового счета 17 (увеличение поступлений), а выбытия по расходным операциям - по дебету забалансового счета 18 (увеличение выбытий).

Но вот с возвратами поступлений и восстановлениями выплат все не так просто. Некоторые эксперты полагают, что их нужно отражать по дебету счетов 17, 18 соответственно со знаком «минус».

Возможно, причиной такого мнения являются положения пп. 365, 367 Инструкции № 157н, которыми установлено, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счетов 17, 18 на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счетам отражается со знаком «минус».

Разъяснения Минфина России также не проливают свет на проблему, поскольку в них фигурируют оба варианта:

  • по дебету счета со знаком «минус» (письмо Минфина России от 26.10.2012 № 02-06-10/4496);
  • по кредиту счета (письмо Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164, письмо Минфина России № 02-14-05/5145, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013).

По нашему мнению, возврат поступлений должен отражаться по кредиту забалансового счета 17, а восстановление выплат - по кредиту забалансового счета 18 как уменьшение соответствующих показателей.

В обоснование этой позиции можно привести целый ряд аргументов.
1. В пунктах 365, 367 Инструкции № 157н применение знака «минус» предусмотрено только для операций по завершению текущего финансового года. О каких-либо других случаях в них не говорится. 2. В бухгалтерском учете знак «минус» применяется лишь в случае необходимости корректировок в сторону уменьшения (к таким корректировкам можно отнести и заключение показателей по счетам 17, 18 в конце года). В других ситуациях он не используется. 3. Поскольку операции на забалансовых счетах 17, 18 отражаются одновременно с операциями на лицевых счетах и служат для расшифровки оборотов по движению денежных средств в разрезе кодов КОСГУ, остатки и обороты по ним должны совпадать. 4. На забалансовых счетах 01, 02, 03, 07 и др. учитываются разного рода активы, находящиеся в учреждении. Их выбытие отражается по кредиту счетов, а не по дебету со знаком «минус». Методология учета операций по всем забалансовым счетам должна быть единой.