19 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).

10 июля 2017 года начал действовать Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 – 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».

Об этих новшествах в области бухгалтерского учета мы расскажем в нашем материале.

Новшества Федерального закона № 402-ФЗ.

В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:

  • к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относиться в том числе нормативные акты ЦБ РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 21);
  • ФСБУ независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения (пп. 3 п. 5 ст. 21);
  • теперь планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (п. 6 ст. 21);
  • соответствующие изменения о полномочиях ЦБ РФ нормативных актах внесены в п. 15 ст. 21 и пп. 1 п. 2 ст. 23, а также указано, что нормативные акты ЦБ РФ могут вступать в противоречие с федеральными стандартами (п. 1.1 ст. 30).

Приведенные новшества не затрагивают интересы коммерческих организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым организациям. Но следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ, будет, безусловно, важным для указанных организаций: ст. 30 дополнена п. 1.1. Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не принимались, все действующие ПБУ одномоментно стали федеральными стандартами. Возникает вопрос: так будут ли разрабатываться и приниматься действительно новые ФСБУ? Об этом далее.

Новая программа разработки ФСБУ.

Практически одновременно с Федеральным законом № 160-ФЗ вступил в силу Приказ Минфина России № 85н, который вносит два принципиальных новшества:

  • утверждает новую программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) на 2017 – 2019 годы;
  • признает утратившим силу Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».

Указанные полномочия даны Минфину ст. 23 и 26 Федерального закона № 402-ФЗ.

Прежде чем говорить об изменениях в программе разработки ФСБУ, разберемся в их статусе.

Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ.

На основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартах экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в том числе:

  • выбирает в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
  • разрабатывает самостоятельно способ ведения бухгалтерского учета в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами он не установлен;
  • при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, может внести изменения в учетную политику.

ФСБУ устанавливается порядок проведения обязательной инвентаризации, а также определяется состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ФСБУ являются важнейшими документами в области регулирования бухгалтерского учета, которые обязательны к применению.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают…

… определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете

… допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета

… порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета
… требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете
… план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения
… состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
… условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период
… состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
… состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
… упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы

Прочитав все это, бухгалтер может задаться вопросом: где же эти ФСБУ, которые соответствуют потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, разработанные на основании МСФО и обеспечивающие условия для их единообразного применения? Пока только в планах Минфина и других ответственных за это лиц.

Именно Минфин уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов. При этом программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 402-ФЗ). По всей видимости, этим и руководствовались финансисты, утвердив новую программу. Только одна нестыковка: еще ни одного ФСБУ не принято. Хотя отдельные итоги работы в данном направлении уже можно подвести.

В течение 2016 года в соответствии с ранее утвержденной программой должны были быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 году также было намечено подготовить проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Что же фактически внесено в Совет по стандартам бухгалтерского учета , который начал свою работу в 2016 году, для проведения экспертизы проектов указанных документов?

проект ФСБУ «Основные средства»;Согласно Отчету о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета за 2016 год была проведена экспертиза следующих проектов федеральных и отраслевых стандартов и иных документов в области бухгалтерского учета для коммерческих организаций:

  • проект изменений в положения по бухгалтерскому учету в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Последний проект обрел силу документа в 2016 году: Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» были внесены изменения в ряд ПБУ, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

На данный момент завершен срок публичного обсуждения следующих проектов:

  • ФСБУ «Запасы»;
  • ФСБУ «Основные средства»;
  • ФСБУ «Нематериальные активы»;
  • изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
  • изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Отметим, что на сайте Минфина представлен проект ФСБУ «Учет аренды» (опубликован 29 июня 2017 года).

Как же скорректирована работа по разработке ФСБУ на 2017 – 2019 годы по сравнению с предыдущей программой?

Во-первых, количество планируемых к разработке ФСБУ не изменилось – их осталось также 14. Но при этом появились новые проекты ФСБУ, планируемые к принятию:

  • «Незавершенные капитальные вложения»;
  • «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты» (предполагается впоследствии инкорпорировать в ФСБУ «Финансовые инструменты»);
  • «Финансовые инструменты»;
  • «Добыча полезных ископаемых».

Как уже сказано, количество проектов не изменилось, соответственно, это же количество проектов убрали из первоначальной программы, а именно:

  • «Финансовые активы и обязательства»;
  • «Реорганизация юридических лиц»;
  • «Вознаграждение работникам»;
  • «План счетов бухгалтерского учета».

Во-вторых, обновлен и порядок внесения изменений в действующие ПБУ. Как и ранее, планируется внести изменения в следующие ПБУ:

  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В-третьих, скорректированы как сроки представления проектов ФСБУ в Совет по стандартам бухгалтерского учета, так и предполагаемые даты вступления стандарта для обязательного применения. Все сроки ориентировочно сдвинуты на год вперед, то есть если в 2016 году планировалось первые ФСБУ запустить уже в 2018 году, то теперь уже называются даты от 2019 года и до 2021 года включительно.

Отметим также, что изменился и состав ответственных исполнителей. Кроме Минфина России, как и ранее, в разработке проектов стандартов будут принимать участие Фонд «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России» . Вместо СРО НП МоАП теперь к разработке ФСБУ подключится СРО РСА , а также Фонд «НСФО» .

В 2017 году бухгалтерам нужно ознакомиться с проектами и готовиться к вступлению с 2019 года следующих ФСБУ: «Запасы» и «Нематериальные активы», а с 2020 года – «Основные средства». Вероятность принятия указанных стандартов наиболее велика.

Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 402-ФЗ.

Скорректирована программа разработки ФСБУ: изменения коснулись не только состава новых стандартов, которые планируется разработать и принять, но и сроков их вступления в силу для обязательного применения, которые в среднем сдвинуты на год. Таким образом, у бухгалтеров еще есть время для изучения новых проектов.


Создан в соответствии с Приказом Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета».

Представлен на сайте Минфина.

Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата».

Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».

Н. А. Петрова, эксперт журнала

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8, август, 2017 год.

Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.

Будущее за ФСБУ

При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.

На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.

В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.

Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:

Разделы и подразделы Основное содержание ФСБУ
Раздел 1: Общие положения Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия.
Сфера применения стандарта:

· отношения;
· объекты бухучета;
· экономические субъекты, на которые распространяется и/или не распространяется действие соответствующего ФСБУ;
· случаи добровольного применения стандарта.

Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ

Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт

Раздел 2: Содержательная часть Порядок классификации объектов бухучета
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета
2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету
2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая)
2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете
Условия принятия объектов к учету

Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем.

Условия списания объектов в бухучете
Особые способы бухучета объектов в силу их специфики (порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухучета, др.)

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Раздел 3: Раскрытие информации Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения

Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть)

Дата вступления ФСБУ в силу

Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ

Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ)

Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений)

Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ

Таблицы, формулы, примеры, другое

Нормативная база по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений постоянно пополняется, и задача бухгалтера - своевременно знакомиться с нововведениями и быть готовым применять их на практике. Причем не стоит все оставлять на последний день, а лучше заблаговременно начать расширять свой кругозор, особенно если речь идет о серьезных методологических документах, вводящих новые правила учета для некоммерческих организаций. Именно такими и являются федеральные стандарты для государственного сектора. Давайте с ними вместе и ознакомимся.

Зачем нужны бюджетникам стандарты бухучета?

Казалось бы, бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений хорошо обходятся и без бухгалтерских стандартов, пользуясь утвержденными финансовым ведомством инструкци-
ями, совмещающими методологические требования и организацию бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, включая план счетов. Однако все всех устраивает только до поры до времени. Все нормативные акты должны соответствовать тому правовому полю, в котором они применяются. Про бюджетные инструкции это можно сказать с натяжкой, поскольку они введены в действие на основании норм бюджетного кодекса, регулирующих бюджетные правоотношения, а не правила ведения бухгалтерского учета.

Между тем законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из закона с таким же названием, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Причем действие Закона о бухгалтерском учете распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Мало того, упомянутый Закон о бухгалтерском учете применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. Получается, что закон касается всех, в том числе «бюджетников», которые следуют, как и раньше, инструкциям Минфина.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ст. 21 Закона о бухгалтерском учете):

  • федеральные и отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.
Как видим, в этом списке нет действующих инструкций для государственных (муниципальных) учреждений. Значит, они «вне закона»? Отчасти да, но только отчасти, ведь согласно п. 4 ст. 7 указанного закона состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Во исполнение его норм как раз и приняты действующие «бюджетные» инструкции и иные документы.

Но здесь следует уточнить, что отсылочная норма дана в отношении составления отчетности, в то время как бухгалтерский учет все же должен быть урегулирован теми нормативными актами, которые перечислены выше. Все это говорит о том, что федеральные стандарты бухучета нужны государственным (муниципальным) учреждениям. А пока (до их утверждения) продолжают применяться ранее установленные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе описанные в «бюджетных» инструкциях. Причем пользоваться ими нужно так, чтобы не нарушать нормы действующего Закона о бухгалтерском учете.

Какие проекты «бюджетных» стандартов разработал Минфин?

На сайте финансового ведомства для ознакомления и обсуждения размещены сразу несколько проектов будущих федеральных стандартов, предназначенных для организаций государственного сектора экономики. А отправной точкой в работе чиновников можно считать переведенные на русский язык международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (их, кстати, более 30). У Минфина пока результаты скромнее. Перечень национальных федеральных стандартов включает проекты документов на следующие темы:
  • представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • основные средства;
  • запасы;
  • аренда;
  • обесценение активов.
Причем касательно половины из названного уже сообщено о завершении публичного обсуждения их проектов, а значит, скоро данные документы увидят свет как нормативные акты, обязательные к применению. Нельзя не отметить еще один проект - Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора. В международной практике они не относятся к стандартам, а выступают больше в качестве справочника, в котором поясняются основные термины и понятия, используемые в стандартах составления финансовой отчетности. Однако чиновники Минфина решили сделать этот поясняющий документ отдельным стандартом. Именно с него и начнем, а также рассмотрим иные важные для бухгалтера АУ проекты.

Что нужно знать о концептуальных основах?

Проект данного документа устанавливает единые принципы ведения бухгалтерского учета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора. Его авторы выделяют два вида отчетности, для составления которой используются концептуальные основы.

Во-первых, рабочий план счетов утверждается субъектами учета на основе планов счетов, утвержденных Минфином:

  • плана счетов бюджетного учета;
  • плана счетов казначейского учета;
  • плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Во-вторых, в число объектов бухгалтерского учета входят активы, обязательства, чистые активы, вклад собственников (учредителей), доходы, расходы, финансовый результат. Все они, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных (сводных) учетных документов. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета.

В-третьих, порядок и методы оценки активов и обязательств для целей бухгалтерского учета определяются федеральными стандартами, регулирующими порядок учета соответствующих видов активов и обязательств. В случаях, установленных федеральными стандартами, оценка активов и обязательств производится по справедливой стоимости .

В-четвертых, учет активов и обязательств осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ. Порядок переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, устанавливается соответствующими федеральными стандартами. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта субъект учета руководствуется положениями действующей учетной политики.

В-пятых, информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, включая пояснения, должна отвечать следующим требованиям: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация), своевременность, понятность.

В-шестых, затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования. Такие затраты включают расходы на сбор информации, регистрацию, подтверждение, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации и расходы на представление информации пользователям.

И в заключение: концепция имеет характер общего документа, по сравнению с которым специальные акты имеют приоритет. Поэтому при наличии федеральных стандартов, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах объектов учета и изменяющих их фактах хозяйственной жизни, применяются соответствующие федеральные стандарты.

Какова будет обновленная методология учета объектов ОС?

Сразу отметим, что в проекте есть ряд новшеств, позаимствованных из международной методологии бухучета. Причем не забыта и специфика деятельности субъектов государственного сектора, что находит свое отражение в критериях признания объектов ОС - получение экономических выгод или полезный потенциал. Именно полезный потенциал характеризует способность актива быть использованным в целях выполнения полномочий органов власти, даже если экономические выгоды не извлекаются.

Понятие «полезный потенциал» может быть определено как способность имущества приносить пользу в процессе хозяйственной деятельности субъекта отчетности. В связи с тем, что понятие пользы или полезности является субъективным, стандарт не может (и не ставит целью) предложить признаки или критерии, по которым объекты, приносящие пользу, нужно учитывать как балансовые активы. В то же время указанные термины позволяют адаптировать общие условия признания имущества в составе объектов ОС применительно к деятельности некоммерческих организаций.

Следующее новшество - оценка объектов ОС. Если ОС приобретается в обычном порядке, за деньги или в результате иных обменных операций, то оценкой объекта признается сумма фактических затрат. Ситуация меняется, если актив приобретается в результате необменных операций. К таковым относятся операции, предполагающие передачу (получение) активов безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с аналогичными активами.

В этом случае первоначальной признается справедливая стоимость актива. Нужно отметить, что оценка по справедливой стоимости позволяет понять реальную стоимость активов и соотнести ее с доходами и расходами субъекта отчетности, чтобы составить достоверное представление об эффективности управления, достаточности финансирования, результатах выполнения им своих задач. Справедливая стоимость - цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на основные средства между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Оценка по справедливой стоимости дает возможность оценить объем затрат, которые должны быть понесены для создания или приобретения аналогичного актива.

Принятая в учетной политике модель учета основных средств может распространяться на отдельные группы основных средств. Например, часть основных средств может отражаться в учете по первоначальной стоимости, часть - по справедливой стоимости в соответствии с решением уполномоченного органа.

Также в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражаются активы, предназначенные для отчуждения не в пользу субъектов государственного сектора. В данном случае речь идет об отдельной группе объектов ОС - инвестиционная недвижимость.

Это группа основных средств, включающая объекты недвижимости (здания или части зданий), находящиеся во владении либо использовании с целью получения арендных платежей, или прироста стоимости имущества, или того и другого, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект функций. Отдельный учет таких основных средств позволяет достоверно представить деятельность учреждения.

Инвестиционная недвижимость - всего лишь аналитический разрез для представления основных средств, используемых в особом порядке.

После того как балансовая стоимость объекта ОС окончательно сформирована, по нему можно начислять амортизацию. Причем даже в этот период балансовая стоимость объекта ОС может изменяться в нескольких случаях, одновременно корректируя порядок и сроки начисления амортизации объекта, в частности:

  • при ремонте, реконструкции, модернизации, изменяющих свойства объекта учета, срок либо порядок его использования;
  • в случае переоценки ОС до справедливой стоимости;
  • при проведении процедуры обесценения.
Как видим, оснований для изменения стоимости ОС предполагается больше, чем сейчас. Причем последнему названному основанию уделено внимание в проекте отдельного стандарта, на котором остановимся позже. А пока скажем об еще одном важном новшестве, связанном с единицей учета ОС - инвентарным объектом. Активы, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной, могут быть объединены в один инвентарный объект.

С одной стороны, это может привести к ослаблению контроля бухгалтерии над имуществом. С другой стороны, данная возможность не новация и в значительной мере облегчает учет основных средств в случае большого их количества (тысячи и десятки тысяч объектов могут быть сгруппированы для целей учета). Причем для объединения вполне подойдут и однородные объекты, и объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость по отдельности несущественна, например, мебель, используемая в одних и тех же условиях в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы в обстановке одного кабинета и т. п.). Другой пример - объединение в единый объект компьютерной техники: мониторов и системных блоков, которые приобретаются и выбывают, как правило, вместе. Такая группа объектов рассматривается как один инвентарный объект, если критерии признания актива в качестве основного средства соблюдены в отношении группы в целом (компьютерной техники в течение одного периода).

Объекты, которые эксплуатируются учреждением до вступления стандарта в силу и по которым каждой комплектующей детали присвоен свой инвентарный номер, логично учитывать в прежнем порядке, то есть по отдельности. Вновь приобретаемые объекты субъект отчетности может учитывать в качестве одного инвентарного объекта.

Что, возможно, поменяется в бухгалтерском учете запасов?

Так же, как предыдущий рассмотренный проект, посвященный учету материальных запасов, документ для запасов разработан с учетом специфики деятельности государственного сектора. Это подтверждается определением запасов, в число которых войдут:
  • материальные запасы, в частности готовая продукция;
  • незавершенное производство;
  • нефинансовые активы имущества казны.
Причем в последнюю группу включаются объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями. Неясно, почему нефинансовые активы с продолжительным сроком полезного использования включаются в группу запасов, которые используются менее одного отчетного периода.

Однако пусть с этим разбираются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны соответствующего публично-правового образования. Ведь именно они являются субъектами учета нефинансовых активов имущества казны.

Учреждения государственного сектора будут отвечать за учет материальных запасов, используемых в текущей деятельности субъекта учета в периоде, не превышающем 12 месяцев (независимо от их стоимости).

В общем случае материальные запасы принимаются к учету по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение. Но есть исключения. Так, балансовой оценкой запасов, приобретаемых путем необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. Кроме того, первоначальной стоимостью запасов, приобретаемых в обмен на нефинансовые активы либо на сочетание финансовых и нефинансовых активов, считается их справедливая стоимость на дату приобретения, кроме случаев, когда обменная операция не носит коммерческого характера или ни справедливую стоимость полученного актива, ни справедливую стоимость переданного актива невозможно надежно оценить.

На каждую отчетную дату материальные запасы будут оцениваться по первоначальной стоимости, не подлежащей изменению, за исключением материальных запасов, относящихся к группе «Готовая продукция». Они будут приниматься к учету по норматив-
но-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации), отражаться в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости. На самом деле этот прием взят из коммерческого учета готовой продукции предприятий промышленности. Нормативный метод учета позволяет контролировать себестоимость выпускаемой продукции и своевременно предупреждать нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производственном процессе.

Проект стандарта по учету запасов предусматривает создание резерва под их обесценение. Причем нужно будет помнить и о том, что иногда следует отразить не обесценение запасов, а их выбытие, если от запасов не ожидается поступление будущих экономических выгод или у них нет полезного потенциала. Здесь также нужно определиться с оценкой. Авторы проекта федерального стандарта предлагают два варианта. При выбытии (отпуске) оценка запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов установления стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов будет осуществляться в течение отчетного периода непрерывно и не будет меняться.

Ко всему обозначенному в статье нужно добавить, что, как прописано в проектах стандартов, вступают они в силу с 2018 года (как будет на самом деле, пока трудно сказать). Но уже сейчас можно начать готовиться к возможному применению новых нормативных актов, ведь переходный период в один отчетный год (2017 год) - не такой уж и большой срок. Мы не исключаем того, что отчетность по итогам 2017 года автономным учреждениям нужно будет составить в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов для организаций государственного сектора.

За переходный период необходимо предпринять определенные шаги, чтобы обеспечить (насколько это возможно) сопоставимость финансовой информации о состоянии и результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений для пользователей отчетности. Кроме того, нужно и самим бухгалтерам разобраться с планируемыми нововведениями и быть готовыми их применить на практике, в чем поможет наш журнал.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете).

Это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

  1. (№ 256н).
  2. (№ 257н).
  3. (№ 258н).
  4. (№ 259н).
  5. (№ 260н).

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.